Статья опубликована в № 3792 от 18.03.2015 под заголовком: МТС удержалась в плюсе

У МТС единственной в «большой тройке» сохранился рост доходов от мобильной связи

«Вымпелком» и «Мегафон» ищут другие источники роста
Президенту МТС Андрею Дубовскову пока удается удерживать лидерство в мобильной связи /
А. ГОРДЕЕВ / Ведомости

Выручка МТС от мобильного бизнеса в России в IV квартале 2014 г. выросла к уровню годичной давности на 4,5% (до 74,8 млрд руб.), следует из опубликованной вчера отчетности оператора. Это наилучшая динамика среди всех операторов «большой тройки»: у «Вымпелкома» доходы от сотового бизнеса в России выросли в IV квартале лишь номинально – на 0,2%, а у «Мегафона» и вовсе упали на 0,3%. По итогам всего прошлого года МТС осталась первой по выручке (291 млрд руб.) и по темпам роста доходов от мобильного бизнеса в России (+7%). «Мегафон» в прошлом году заработал на мобильной связи 265 млрд руб. – на 4% больше, чем в предыдущем, а у «Вымпелкома» выручка в этом сегменте упала за год на 3% до 221,4 млрд руб.

Доходы МТС от мобильной передачи данных в России по итогам квартала и года тоже росли быстрее, чем у конкурентов (+27% по итогам квартала против +16% у «Мегафона» и +20% у «Вымпелкома»; +36% по итогам года против +33% у «Мегафона» и +20% у «Вымпелкома»). Таким образом, МТС остается лидером и по этому показателю: ее квартальная выручка от мобильного интернет-доступа составила 17,6 млрд руб., а годовая – 64,4 млрд.

Сравнение на троих

Общая выручка МТС в России по итогам IV квартала 2014 г. увеличилась на 4% (год к году). Этот показатель хуже, чем у «Вымпелкома», российская выручка которого прибавила по итогам IV квартала 5%, но лучше, чем у «Мегафона», выручка которого выросла только на 3%. По абсолютному показателю выручки в России МТС остается лидером среди «большой тройки». Квартальная рентабельность по OIBDA в России у МТС также лучшая (43,7%), а вот по итогам года оператор уступает «Мегафону» (44 и 44,5% соответственно).

МТС стимулировала активное использование мобильного интернета, подключая больше абонентов к data-тарифам и продавая больше смартфонов, сказал ее вице-президент по маркетингу Василь Лацанич. Кроме того, оператор активно строил сети мобильной связи третьего (3G) и четвертого поколения (4G), а высокое качество связи напрямую влияет на лояльность абонентов. Результат – при самой большой абонентской базе в России показатель оттока у МТС самый низкий среди «большой тройки»: в IV квартале – 11%, доволен Лацанич.

Средний месячный счет на абонента (ARPU) у МТС не вырос ни в IV квартале (минус 1% к тому же периоду 2013 г.), ни в целом за год (0%). Зато на 8% увеличилась абонентская база. У других операторов этот показатель скромнее: абонентская база «Мегафона» выросла только на 2%, «Вымпелкома» – на 1%.

Менеджер одного из конкурентов и аналитик одной из исследовательских компаний предполагают, что на самом деле позитивные результаты МТС в мобильном сегменте по России объясняются тем, что компания была единственной из всех российских операторов, sim-карты которой продавались в Крыму после ухода украинских компаний. Официально МТС там не работала, но многие местные жители в прошлом году сообщали, что на полуострове продаются ее краснодарские контракты; признавала это и сама компания. «МТС-Украина» потеряла 10% выручки, перестав работать в Крыму, рассказывает собеседник «Ведомостей» в исследовательской компании. В конце 2013 г. в Крыму – до ухода оттуда всех украинских операторов – насчитывалось 2,97 млн абонентов сотовой связи, свидетельствуют данные iKS-Consulting, и МТС была лидером рынка с долей в 57%. Лацанич вчера сказал «Ведомостям», что компания не раскрывает данные по притоку абонентов в краснодарском филиале, но резкого всплеска роуминга (а люди, которые покупают краснодарские контракты в Крыму, пользуются роумингом) в этом регионе компания не видит.

Аналитик ФК «Открытие» Александр Венгранович говорит, что если эффект от Крыма и был, то краткосрочный и по большей части пришелся на III квартал 2014 г., пока МТС оставалась единственным оператором в Крыму. В IV квартале 2014 г. на смену «МТС-Украина» пришел «К-телеком» и с этого момента виден отток абонентской базы МТС в России, отмечает Венгранович. Он предполагает, что хорошие результаты МТС – следствие того, что у компании больше, чем у конкурентов, подписчиков пакетированных интернет-тарифов. Проникновение интернет-пользователей в сети МТС – 43,5%, тогда как у «Мегафона», например, только 39,7%, говорит Венгранович. Но из сравнения данных компаний видно, что у «Мегафона» трафик на одно устройство выше, чем у МТС.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать