«Ростелеком» передал 1700 салонов в управление «дочке»

Оператор заплатит ей более 3 млрд рублей за продажу его контрактов
Розничную сеть сейчас развивает не только «Ростелеком», но и принадлежащий ему на 45% «Т2 РТК холдинг» (его СП с «Tele2 Россия»)/ Е. Разумный/ Ведомости

«Ростелеком» передал все свои центры продаж и облуживания дочерней компании – «Ростелеком – Розничные системы» (РРС), сообщил оператор. Речь идет о 1700 розничных точках по всей России.

О начале строительства собственной розничной сети «Ростелеком» объявил в 2011 г. – в ходе проходившей тогда реорганизации оператор получил около 2500 точек продаж. Компания собиралась продавать в офисах собственные услуги и оборудование для этих услуг. Оператор собирался оставить за собой только 500–700 салонов, а остальные отдать в управление кому-либо из ритейлеров. В конце 2014 г. розничная сеть «Ростелекома» состояла уже более чем из 2000 центров продаж и обслуживания. Компания провела оптимизацию, закрыв салоны с низкой посещаемостью, говорит представитель «Ростелекома» Валерий Костарев. По его словам, «Ростелеком» и дальше планирует закрывать неэффективные точки, но сколько именно – пока не известно.

Весной этого года утверждена стратегия развития розничной сети «Ростелекома». Ее главная цель – трансформация и создание эффективной, диверсифицированной, с высокими стандартами организации продаж и обслуживания розничной сети, напоминает Костарев. Компания считает, что розница будет работать эффективнее, если будет выведена в отдельный бизнес, говорит он.

РРС уже готова получить первый контракт от «Ростелекома» – на сумму 3,075 млрд руб. На сайте закупок «Ростелекома» размещен проект контракта с РРС на продажу его продуктов и сервисов в Поволжье, Центральном регионе и Москве. Из документа следует, что за подключение одного телефонного абонента в Москве «Ростелеком» готов платить своему подрядчику 300 руб., за подключение ШПД-абонента – 709 руб., IPTV – 834,5 руб., абонента кабельного ТВ – 300 руб. Сотрудник одной из крупнейших сотовых розничных сетей называет эти условия «вполне стандартными» для отрасли.

Безусловным приоритетом РРС останется подключение и обслуживание абонентов «Ростелекома». Однако оператор рассчитывает в течение пяти лет довести долю выручки от дополнительных сервисов не менее чем до 20%, говорится в сообщении. По словам Костарева, в некоторых салонах «Ростелекома» уже продаются не только собственные услуги и продукты «Ростелекома», но и контракты других операторов. Например, на Урале – Tele2 (бренд, под которым работает «Т2 РТК холдинг»), на северо-западе – МТС и Yota. МТС не исключает возможности расширения сотрудничества с розницей «Ростелекома», говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. По словам представителя Tele2 Константина Прокшина, оператор очень доволен сотрудничеством с розничной сетью «Ростелекома» на Урале, поэтому уже принял решение о том, чтобы распространить этот опыт и на другие регионы: контракты оператора в скором времени появятся во всех точках «Ростелекома», обещает он.

РРС также торгует финансовыми и страховыми продуктами Сбербанка, «Согаза», «Альфастрахования» и планирует развитие всех этих проектов, говорит Костарев.

Розничную сеть сейчас развивает не только «Ростелеком», но и принадлежащий ему на 45% «Т2 РТК холдинг» (его СП с «Tele2 Россия»). С конца 2014 г. число его монобрендовых салонов и модулей выросло с 1300 до 2200. А до конца года их должно стать 2900, включая 350 в Москве.

Рынок сотового ритейла в России переориентируется на операторов, следствие этого – сокращение общего количества салонов, рассказывал «Ведомостям» ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Недавно аналитики UBS выпустили отчет, в котором приводится мнение менеджеров МТС, что «в ближайшее время» общее количество салонов сотовой связи в России должно сократиться до 10 000.