«Яндекс» выделяет непрофильные активы

Сервисы «Яндекс.Такси», «Авто.ру» и другие станут отдельными компаниями
Из данных базы «СПАРК-Интерфакс» следует, что из ООО «Яндекс» выделяются ООО «Яндекс.Такси» и ООО «Яндекс.Вертикали»/ А. Гордеев/ Ведомости

Российский поисковик «Яндекс» проводит реорганизацию и выделяет два направления в отдельные компании, пишет «Интерфакс». Из данных базы «СПАРК-Интерфакс» следует, что из ООО «Яндекс» выделяются ООО «Яндекс.Такси» и ООО «Яндекс.Вертикали».

Под управление «Вертикалей» перейдут сервисы «Яндекс.Авто», «Недвижимость», «Работа», «Путешествия» и «Авто.ру», сказала «Ведомостям» представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. А ООО «Яндекс.Такси», соответственно, будет развивать одноименный сервис. Новые юридические лица возглавят Антон Забанных и Тигран Худавердян, руководившие этими же направлениями бизнеса внутри «Яндекса». Команды сервисов также перейдут в новые компании, говорит Мелкумова.

«Реорганизация поможет сервисам, чьи бизнес-модели значительно отличаются от основного способа монетизации "Яндекса" максимально развить свой потенциал, продолжает она. Получая свободу действий и оперативность в принятии решений, характерные скорее для стартапов, новые бизнес-юниты могут мобильно развиваться на своем рынке. При этом они не отделены от "Яндекса" полностью и используют ресурсы и возможности общей инфраструктуры и поддерживающих подразделений», – добавляет Мелкумова.

По ее словам, в будущем «Яндекс» может выделить в отдельные компании и другие направления бизнеса – в том случае, если они станут больше похожи на самостоятельные компании. Если новые компании когда-либо будут приносить «Яндексу» значительную часть выручки или операционных расходов, то компания будет раскрывать их финансовые показатели как минимум в годовой отчетности, говорит Мелкумова.

Решение о выделении непрофильных поисковику активов компания обсуждала еще в прошлом году, говорит близкий к «Яндексу» человек: уже в отчетности за 2014 г. указано, что «Яндекс» разделил российский бизнес на несколько операционных сегментов. Выручка всех непрофильных активов проходила в финансовой отчетности «Яндекса» в различных строках - как в доходах от медийной рекламы, так и от контекстной. Например, выручка «Яндекс.Такси» фигурировала в строе «другие доходы». Во II квартале 2015 г. выручка этого направления выросла на 202% до 359 млн руб., а драйвером его роста «Яндекс» называл сервис «Яндекс.Такси».

Эта реорганизация скорее всего отражает определенный этап развития компании, когда непрофильные бизнесы становятся достаточно большими и ими удобнее управлять отдельно, говорит аналитик «Уралсиба» Константин Белов. В целом для инвесторов организационная структура компании вторична, ведь в любом случае все показатели будут консолидированы в единой отчетности. Разве что им будет интересно посмотреть, как развиваются непрофильные бизнесы компании – до сих пор «Яндекс» этого не раскрывал, продолжает он. Не исключено, что «Яндекс» подумывает о том, чтобы привлечь в эти бизнесы сторонних партнеров или продать часть этих активов, предполагает Белов. Представитель «Яндекса» утверждает, что таких планов у компании нет.