Статья опубликована в № 4073 от 13.05.2016 под заголовком: «Вымпелком» подвели провода

«Вымпелком» подвела выручка от проводной связи

Ее падение, а также курс рубля и рост расходов на привлечение абонентов снизили его маржу

Общая выручка российского «Вымпелкома», снижавшаяся предыдущие три квартала, в I квартале 2016 г. осталась на уровне прошлого года и составила 66,3 млрд руб., следует из сообщения материнской компании оператора – Vimpelcom Ltd. При этом показатель EBITDA снизился на 8% год к году до 24,159 млрд руб., что привело к падению рентабельности по EBITDA на 3 п. п. по сравнению с I кварталом 2015 г. до 36,4%.

Выручка от услуг мобильной связи выросла на 1% до 52,6 млрд руб. Произошло это главным образом за счет роста доходов от мобильного интернета и пакетных тарифных планов, говорит вице-президент «Вымпелкома» по стратегии и развитию бизнеса Александр Поповский. Выручка от передачи данных выросла на 19% до 12,8 млрд руб.

К падению EBITDA привело снижение выручки от проводной связи (она упала на 11% год к году до 10,9 млрд руб.) и рост стоимости роуминга и интерконнекта из-за девальвации рубля, следует из сообщения Vimpelcom Ltd. Без учета влияния курса рубля показатель EBITDA снизился бы на 6%, говорится в отчете. Снижение доходов от проводной связи произошло из-за сокращения низкомаржинального трафика и перехода расчетов по корпоративным контрактам с долларов на рубли, объясняет компания.

Среди других причин снижения EBITDA оператор называет рост расходов на дистрибуторскую сеть, открытие новых монобрендовых салонов и рост расходов на субсидирование смартфонов. При этом развитие собственного ритейла и возобновление продаж контрактов в «Связном» позволили «Вымпелкому» увеличить абонентскую базу на 4% год к году до 57,7 млн sim-карт, сообщил вчера Поповский. Долю продаж через «Связной» в своих подключениях оператор не раскрывает.

Строят все меньше

«Вымпелком» снизил капитальные затраты в I квартале 2016 г. на 35% по сравнению с тем же периодом прошлого года до 3,6 млрд руб.

Столь сильное падение EBITDA стало неожиданностью. Показатель оказался на 4–5% ниже прогноза большинства аналитиков, говорится в отчете «ВТБ капитала». Перед «Вымпелкомом» остро стоит задача сохранения качественной абонентской базы и поддержания собственной рентабельности – и падение этого показателя разочаровывает, говорит аналитик банка «Уралсиб» Константин Белов.

В сравнении с другими операторами «Вымпелком» пока выглядит наиболее уязвимым перед ростом конкуренции – в том числе на московском рынке, считают аналитики. После прихода «T2 РТК холдинга» (бренд Tele2) в Москву рынок сократился из-за снижения средней стоимости тарифа. «Вымпелком», исторически лидировавший на московском рынке, принял на себя основной удар, предполагает аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин. Об этом красноречиво говорит увеличение годового оттока «Вымпелкома» на 8 п. п. до 70%, считает он.

Активности Tele2 в Московском регионе остальные операторы пытаются противостоять, увеличивая расходы на продвижение и снижая тарифы, и «Вымпелком» здесь выглядит наиболее уязвимым, согласен Белов. Среднемесячная выручка «Вымпелкома» на абонента (ARPU) сократилась на 7% по сравнению с предыдущим кварталом и на 3% год к году – до 291 руб. Тарифы «Вымпелком» снижал в марте, а значит, во II квартале 2016 г. вслед за снижением ARPU ухудшится и выручка оператора, добавляет аналитик «ФК Открытие» Александр Венгранович.

Инвестиции «Вымпелкома» в развитие монобрендовой сети и возобновление сотрудничества со «Связным», продающим относительно качественные (по оттоку и выручке на абонента) контракты, позволили оператору нарастить мобильную абонентскую базу, в условиях сложной рыночной конъюнктуры это радует, признает Нигматуллин. При этом он обращает внимание, что происходило это во многом за счет подключения высокомаржинальных клиентов, пользующихся смартфонами и, соответственно, услугами по передаче мобильных данных. Количество пользователей мобильного интернета среди абонентов оператора увеличилось на 5% до 32,6 млн год к году.

И все же высокие темпы, с которыми «Вымпелком» пока подключает абонентов, во II квартале упадут, прогнозирует Венгранович. Сейчас прирост абонентской базы высок, поскольку сравнивается с результатами, которые оператор показывал без «Связного», объясняет он.