Статья опубликована в № 4079 от 23.05.2016 под заголовком: Мнимые абоненты

Сотовые операторы искусственно сдерживают отток абонентов

Сделав платной услугу информирования о пропущенных вызовах

Численность sim-карт у операторов «большой тройки» вот уже почти год стабильно растет, свидетельствуют данные AC&M Consulting. Если прежде их суммарный годовой прирост сокращался (с 10,1 млн в IV квартале 2013 г. до 7,1 млн в I квартале 2015 г.), то со II квартала 2015 г. он держится на уровне 9–10 млн (см. график).

Обычно продажи sim-карт на порядок выше, чем прирост числа абонентов. Так, в 2015 г. российские операторы продали 123 млн sim-карт – на 3% больше, чем годом ранее, сообщил гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов.

Прирост абонентов – разница между количеством проданных sim-карт и числом sim-карт, списанных в отток. Все российские операторы считают активной sim-карту, владелец которой воспользовался хотя бы одной платной услугой в течение трех месяцев.

Даже если человек не пользуется связью, но подписан на услуги, за которые регулярно списываются средства, оператор будет учитывать его как активного абонента, пока на его счете положительный баланс, говорит вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич. Если абоненту подключены услуги, за которые регулярно списывается плата, то он считается активным и не уходит в отток, подтверждают представители «Мегафона» и «T2 РТК холдинга». Номера, владельцам которых оказываются услуги связи – платные или бесплатные, «Вымпелком» считает активными, сообщила его представитель Анна Айбашева.

Как раз в конце 2014 – начале 2015 г. операторы сделали платной для всех абонентов услугу информирования о пропущенных звонках, которая прежде была бесплатной и подключалась по умолчанию подписчикам большинства тарифов. «Вымпелком» первым ввел за эту услугу плату (0,5 руб. в сутки) еще в конце 2014 г. (для некоторых тарифов). В апреле 2015 г. платной стала услуга «Вам звонили» для части абонентов МТС (0,6 руб. в сутки), а в мае 2015 г. – услуга «Кто звонил» «Мегафона» (0,6 руб. в сутки в Москве, 1,2 руб. – в Петербурге). С октября 2015 г. МТС стала взимать за этот сервис деньги со всех подписчиков популярных пакетных тарифов Smart, заодно повысив цену с 0,6 до 0,9 руб. в сутки. Правда, в феврале 2016 г. оператор ввел новые тарифы Smart, на которых эта услуга снова стала бесплатной, замечает представитель МТС Дмитрий Солодовников.

Ни один из операторов не раскрывает, сколько у него абонентов, чьи платные действия состоят только из таких регулярных списаний. Это 5–8% абонентов «большой тройки», оценивает аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин, и таких абонентов трудно считать «полноценными».

У МТС «мнимые абоненты» составляют 12–14% всей базы, у других операторов – 7–9%, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: их доля в МТС выше из-за того, что оператор около двух лет проводил акцию «Вторая sim-карта в подарок».

За 2015 г. МТС подключила примерно 2,7 млн абонентов, из них 300 000–400 000 бездействуют, оценивает он.

Услуги с регулярным списанием средств есть у всех операторов, но на подарочных sim-картах МТС они предустановлены по умолчанию, знает человек, близкий к одной из розничных сетей. По его словам, с конца 2015 г. МТС практически ежемесячно раздает в своих салонах подарочные sim-карты. У других операторов такие акции тоже случаются, но не так часто и не такие масштабные, говорит собеседник «Ведомостей», напоминая, что у МТС самая большая розничная сеть в стране. Он объясняет это ключевыми показателями эффективности менеджмента МТС, которые, по его словам, завязаны на первое место оператора, в том числе и по числу абонентов.

Уйдя из «Связного», МТС столкнулась со снижением темпов подключений и попыталась исправить ситуацию такими акциями, подтверждает Анкилов. Лояльность у абонентов, получивших sim-карту в подарок, очень низкая и введение платы за дополнительные услуги могло помочь оператору отсрочить списание таких абонентов в отток, допускает он.

В 300 000–400 000 оценивает количество мнимых абонентов МТС и Нигматуллин. С учетом изменений в тарифах МТС таких абонентов у нее временно – примерно в течение полугода – может быть немного больше, чем у конкурентов, считает он.

Солодовников такие оценки называет фантазией: введение платных услуг с регулярным списанием средств точно не главная причина замедления оттока. МТС последней из «большой тройки» ввела плату за информирование о пропущенных вызовах, добавляет он, и до сих пор на 80% тарифов эта услуга бесплатна – правда, до февраля 2016 г. пакетные тарифы линейки Smart продавались с включенной по умолчанию платной опцией «Вам звонили».