Депутаты хотят переложить на правительство решение по хранению трафика

Ко второму чтению срок хранения снизился максимум до полугода
Каким бы ни был срок хранения трафика, операторам придется строить под него новые ЦОДы/ Е. Разумный/ Ведомости

Депутаты хотят переложить на правительство решение о хранении трафика операторов связи по антитеррористическим поправкам, предложенным депутатом Госдумы Ириной Яровой и членом Совета Федерации Виктором Озеровым, следует из текста законопроекта ко второму и третьему чтениям (есть у «Ведомостей»).

В апреле Яровая и Озеров внесли в Думу законопроект, который, кроме всего прочего, предлагал обязать операторов три года хранить звонки и сообщения, «а также изображения, звуки и иные сообщения пользователей». 13 мая этот законопроект был принят Госдумой в первом чтении.

Однако ко второму чтению проект предложили изменить. Дело в том, что, по подсчетам операторов, исполнение этих поправок будет стоить им десятки миллиардов долларов, а с учетом постоянно увеличивающегося трафика и подчас невозможности использовать системы хранения повторно инвестиции будут требоваться постоянно. Операторы «большой тройки» оценивали необходимые инвестиции в $18–23 млрд – сумму, в несколько раз превышающую их годовую выручку. Экспертный совет при правительстве предлагал исключить соответствующие статьи из законопроекта: кроме того что затраты операторов составят треть российского бюджета, эти данные будут бесполезны – сейчас около половины трафика зашифровано и эта доля растет, указывали эксперты. Это также было одним из аргументов сенатора Людмилы Боковой, которая в поправках ко второму чтению закона предлагала ограничиться трехлетним хранением информации только о фактах соединений между абонентами.

Запрет на хранение

В Евросоюзе специальными директивами операторам связи запрещается хранить содержание коммуникаций, говорится в докладе экспертного совета при правительстве. Директива ЕС от марта 2006 г. требует лишь хранить информацию о том, кто, с кем и когда связывался. При этом в шести странах Евросоюза нормы этой директивы признаны неконституционными, а в 2013 г. генеральный адвокат Суда Европейского союза заявил, что она несовместима с Хартией о фундаментальных правах и не защищает право на неприкосновенность частной жизни, сказано в докладе.

Однако в подготовленном ко второму чтению комитетом Яровой проекте закона обязанность операторов хранить на территории России текстовые сообщения, голосовую информацию и прочий пользовательский трафик сохранилась. Правда, теперь предлагается, чтобы срок хранения данных не превышал шести месяцев. А порядок, сроки и объем хранения информации предлагается установить правительству.

Законодатели пытаются переложить ответственность на правительство, считает источник в одном из операторов. Правительство окажется в очень странной ситуации, когда не инициировало законопроект, но будет обязано принимать решение, которое может привести к существенному кризису в отрасли и изменению количества игроков, замечает он. Законопроект, по его словам, в любом случае невыполним: даже если размер хранимого трафика будет сокращен до минимума, огромные деньги придется потратить на создание инфраструктуры (дата-центров и транспортной сети до них от коммутатора в каждом регионе) и софта, способного хранить эту информацию и осуществлять по ней поиск, замечает человек в одном из операторов.

Пресс-секретарь вице-премьера Аркадия Дворковича, отвечающего в правительстве за отрасль связи, Алия Самигуллина сообщила лишь, что в правительстве пока идет анализ этого предложения.

Данная версия законопроекта не обсуждалась с операторами, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. По его словам, сейчас нет оборудования, которое может обеспечить сбор и хранение голосовой информации в соответствии с требованием законопроекта. Кроме того, потребуются колоссальные капитальные затраты: на закупку оборудования, строительство зданий новых ЦОДов, перечисляет он. Кроме того, потребуются операционные расходы на обслуживание, энергоснабжение и кондиционирование серверов, закупку лицензий на софт, умощнение сетей передачи данных, создание системы для «съема» и «вывода» трафика на хранение, а также системы по индексации, анализу трафика и предоставлению доступа к этим данным. По словам Солодовникова, затраты на создание систем вывода и обработки трафика сопоставимы с затратами на его хранение. Необходимость их создания поставит отрасль на грань коллапса, даже если сроки хранения информации будут сокращены до полугода, уверяет он.

«Ростелеком» приветствует снижение срока хранения трафика, говорит его представитель Андрей Поляков.

Представитель «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) от комментариев отказался. Представитель «Вымпелкома» на запрос вчера не ответил.