Статья опубликована в № 4127 от 29.07.2016 под заголовком: Убыточный «Скартел»

«Скартел» по итогам 2015 года показал убыток в 2,45 млрд рублей

Абонентская база оператора к концу прошлого года достигла 2 млн человек

«Скартел» (работает под брендом Yota) в 2015 г. получил убыток в 2,4 млрд руб. против 3,8 млрд руб. чистой прибыли годом ранее, следует из данных системы «СПАРК-Интерфакс». В 2012 и 2013 гг. компания также получила убыток – 5,9 млрд и 2,1 млрд руб. соответственно. Выручка оператора увеличилась на 30,7% по сравнению с 2014 г. до 13,6 млрд руб.

«Скартел» работает на сетях «Мегафона» как виртуальный оператор. Накануне «Мегафон» впервые назвал рекламные расходы на продвижение бренда Yota среди причин снижения собственной рентабельности по OIBDA. Правда, речь шла о показателях II квартала 2016 г.

Полученный в 2015 г. убыток представители «Мегафона» и «Скартела» называют закономерным процессом масштабирования бизнеса. В августе 2014 г. компания запустила услуги мобильного оператора, а в 2015 г. активно расширяла географию своего присутствия. За год «Скартел» начал продавать контракты для смартфонов и планшетов в 45 регионах России и стал оказывать услуги безлимитного 4G-интернета еще в 32 регионах, объясняет рост расходов представитель оператора Ольга Алексеева. Выход на новые территории, по ее словам, потребовал дополнительных инвестиций: затраты на легализацию сети и СОРМ, затраты на номерную емкость и т. д., перечисляет она. Кроме того, оператор активно закупал пользовательское оборудование (sim-карты, модемы, роутеры), цена на которое зависит от курса валют. Расходы на дистрибуцию и рекламу «Скартела» остались в рамках согласованного группой компаний бюджета, говорит представитель «Мегафона» Юлия Дорохина.

Главное – частоты

«Мегафон» приобретал «Скартел» не ради абонентской базы или ее возможного роста, а ради частот, напоминает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Эта покупка дала оператору преимущество по суммарному спектру частот 4G.

В последнее время «Мегафон» работает над расширением абонентской базы, используя агрессивный маркетинг, в том числе в отношении «Скартела», говорит аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. Ожидая, что со временем абоненты будут тратить больше, «Мегафон» продолжает активно вкладывать деньги в дочернюю компанию, предполагает он. Учитывая динамику выручки и активной абонентской базы на стагнирующем рынке, маркетинговые расходы «Скартела», пожалуй, не выглядят чрезмерными, полагает аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин. Судя по прогнозам «Мегафона» по показателю рентабельности на 2016 г., можно предположить, что финансовые показатели его «дочки» нормализуются к концу года и перестанут влиять на финансовые показатели холдинга, считает он.

По оценке гендиректора «ТМТ консалтинга» Константина Анкилова и гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова, у «Скартела» по итогам 2015 г. было около 2 млн контрактов (у «Мегафона» по итогам прошлого года – 74,8 млн). При этом ARPU (средняя месячная выручка в расчете на одного абонента) «Скартела» и «Мегафона» в последнее время выровнялись – если у «Скартела» и более доходные абоненты, то ненамного, говорит Анкилов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать