Статья опубликована в № 4136 от 11.08.2016 под заголовком: Тайные абоненты Tele2

Tele2 перестала сообщать о результатах подключений в Москве

Но во II квартале они в любом случае оказались хуже, чем в январе – марте

В отчете «Т2 РТК холдинга» (работает под брендом Tele2) за II квартал 2016 г. обнаружились две любопытные детали: во-первых, выручка компании стала расти быстрее (+10,3% год к году, 26 млрд руб.), тогда как у операторов «большой тройки» она давно уже стагнирует, а во-вторых, впервые после запуска сети в Москве оператор перестал раскрывать результаты подключений здесь. Причин такого решения представитель Tele2 Константин Прокшин не называет, говорит лишь, что темпы набора абонентов в Москве компанию полностью устраивают.

В конце марта 2016 г. Tele2 насчитывала 2,1 млн московских абонентов – это было 5,5% всех ее российских пользователей и, исходя из данных AC&M Consulting, это 5% всех зарегистрированных в Московском регионе sim-карт. I квартал 2016 г. стал первым в истории, когда AC&M Consulting перестала сообщать о распределении подключений в Москве.

Больше секретов

С I квартала 2016 г. МТС перестала указывать в отчетах отток, средний доход на абонента (ARPU), минуты, которые этот абонент выговаривает в месяц (MOU), и выручку от мобильного интернета. «Мегафон» перестал раскрывать отток еще в 2013 г., а с начала 2015 г. – MOU и ARPU.

Между тем Москва – крупнейший в России рынок, и сотовые операторы не исключение. У «Вымпелкома» на нее приходится около 40% всей российской выручки, признавались его представители около двух лет назад. Возможно, Tele2 решила не раскрывать число подключений в Москве потому, что Москва перестала быть главным генератором прироста абонентской базы, предполагает аналитик «Финама» Тимур Нигматуллин. Это может объясняться повышением московских тарифов в начале года, не исключает он. За январь – март 2016 г. абонентская база Tele2 пополнилась на 1,1 млн контрактов, Москва принесла 833 000 – три четверти общего прироста. Теперь же прирост замедлился вдвое – на столько же сократился и приток абонентов в Москве – примерно до 400 000 sim-карт, предполагает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Маловероятно, что произошел резкий отток абонентов в регионах, учитывая активное строительство там сетей и хороший рост подключений в недавнем прошлом, замечает он.

Снижение темпа продаж sim-карт в Москве может объясняться тем, предполагает Анкилов, что Tele2 уже исчерпала аудиторию, заинтригованную появлением нового оператора и спешившую испробовать его услуги. Теперь компании нужно предлагать абонентам высокое качество связи, расширять покрытие в области и вдалеке от основных трасс, говорит Анкилов.

Между тем рентабельность по EBITDA у Tele2 снизилась во II квартале на 14,5 п. п. к уровню годовой давности до 16,5%, а сам показатель EBITDA – на 43,4% до 4,3 млрд руб. Tele2 остается убыточной главным образом из-за расходов на расширение сети в Москве, куда компания вышла в октябре 2015 г., сказал журналистам в среду Кай-Уве Мельхорн, финансовый директор «Ростелекома» (крупнейшего акционера Tele2). Но его радует «тренд на снижение» чистого убытка. Прокшин также объясняет падение рентабельности ростом операционных затрат и необходимостью поддерживать высокий уровень расходов в связи с ростом бизнеса.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)