Мессенджер WhatsApp начнет зарабатывать на своей миллиардной аудитории

Компания даст бизнесу возможность общаться с пользователями сервиса
WhatsApp начинает бизнес/ Jon Nazca/ Reuters

WhatsApp изменил политику конфиденциальности сервиса, говорится в официальном блоге компании. Условия использования мессенджера меняются первый раз за последние четыре года, они отражают планы компании по введению новых моделей монетизации.

Основных изменений два. Во-первых, WhatsApp теперь разрешит компаниям отправлять сообщения пользователям мессенджера. WhatsApp остается приложением для поддержания связи с друзьями и близкими, однако компания хочет изучить способы, которые помогут людям общаться с компаниями без сторонних рекламных баннеров и спама, говорится в сообщении. Речь идет, например, об уведомлении от банка о потенциально мошеннической транзакции или оповещении от авиакомпании о задержке рейса. WhatsApp планирует тестировать новые функции в течение ближайших месяцев.

О том, что WhatsApp изменит свою бизнес-модель, стало известно в начале этого года. Тогда основатель WhatsApp Ян Кум объявил, что сервис станет полностью бесплатным, тогда как раньше он взимал абонентскую плату в $0,99 в год после первого года использования мессенджера. По мере роста аудитории стало понятно, что этот подход больше не работает, объяснял тогда Кум. По его словам, многие пользователи WhatsApp не имеют банковских карт и через год общения перестают пользоваться сервисом. Тогда же Кум пообещал, что сервис начнет зарабатывать на общении компаний с клиентами.

Бизнес уже имеет возможность общаться с пользователями самого Facebook – при помощи его собственного Facebook Messenger. Компания запустила такой сервис в марте прошлого года: он позволяет пользователям бронировать отели, отслеживать онлайн-покупки. Общаются компании с пользователями при помощи чат-ботов. Насколько эффективна эта бизнес-модель, компания в своей отчетности не сообщает. Ее используют конкурирующие мессенджеры вроде Line, Viber, WeChat, Kakao. Они также зарабатывают на продаже пользователям дополнительных сервисов и виртуальных товаров.

Второе изменение в политике конфиденциальности WhatsApp касается передачи данных о пользователях мессенджера его акционеру – Facebook. «Несмотря на то что WhatsApp будет продолжать работать в качестве отдельного от Facebook сервиса, мы планируем обмениваться информацией с Facebook, чтобы наладить координацию и улучшить опыт использования наших сервисов», – говорится в сообщении WhatsApp. Это позволит Facebook использовать номер телефона пользователя WhatsApp, что даст рекламодателям возможность лучше настраивать свою рекламу, отмечает FT. Номера пользователей WhatsApp станут частью существующей базы данных Facebook, которыми компания (в анонимном виде) делится с рекламодателями. В блоге самого WhatsApp говорится, что в случае объединения номера WhatsApp с базой соцсети Facebook сможет «предложить более точные рекомендации друзей и показ соответствующих объявлений». При этом пользователь WhatsApp может отказаться от объединения его данных с профилем в Facebook в течение 30 дней с момента начала объединения баз.

Facebook приобрел WhatsApp в начале 2014 г., итоговая сумма сделки составила $22 млрд. Недавно Facebook сообщал, что ежемесячная активная аудитория WhatsApp превысила 1 млрд человек. Примерно такая же аудитория и у Facebook Messenger. Facebook не раскрывает финансовые показатели WhatsApp. Последний раз компания это сделала вскоре после сделки: в первом полугодии 2014 г. выручка сервиса составила $15 млн, убыток – $232,5 млн.