Статья опубликована в № 4156 от 08.09.2016 под заголовком: Чат государственной важности

Все операторы, кроме МТС, предлагают разработать мессенджеры для госслужащих

Делать это им предстоит за свой счет

Институт развития интернета (ИРИ; экспертный орган, название которому дал замглавы администрации президента Вячеслав Володин), проводящий конкурс на создание защищенной программы для общения чиновников и госслужащих друг с другом, получил 34 заявки, в том числе от «Мегафона», рассказал «Ведомостям» представитель ИРИ. Такая заявка подана, подтвердила представитель «Мегафона» Юлия Грибкова.

По словам обоих, «Мегафон» предлагает сразу два мессенджера: один – разработанный оператором сервис eMotion, а другой – разработка Mail.ru Group, которая, как и сам «Мегафон», контролируется группой USM Алишера Усманова.

На прошлой неделе к проекту ИРИ подключился и «Вымпелком»: он подал совместную заявку с компанией «Примавера», разрабатывающей мессенджер Staply.

Еще в середине августа об альтернативном проекте по созданию «государственного мессенджера» сообщал Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), созданный по инициативе президента России Владимира Путина. При помощи Tele2 и «Ростелекома» фонд выберет одну из четырех разработок (Titanium, «Флодиум», «Сибрус» и SyncCloud) и инвестирует в победителя. Какими могут быть вложения, ФРИИ не раскрывает и лишь сообщает, что это будет инвестиция начального этапа (раунд А). Согласно отчетности фонда на этой стадии он вкладывает в среднем по 146,4 млн руб.; максимальная из инвестиций составила 324 млн руб.

Но «Ростелеком» подал заявку и в ИРИ, утверждают директор по проектам института Арсений Щельцин и представитель оператора Валерий Костарев. На массовом рынке этот сервис-коммуникатор будет называться «Алле», но для пользователей-госслужащих «Ростелеком» может придумать другое название. На разработку мессенджера «Ростелеком» готов потратить 43 млн руб. (такая сумма лота обозначена на сайте закупок госоператора), но в зависимости от требований заказчика, в частности по безопасности и шифрованию, могут понадобиться дополнительные деньги, добавляет Костарев.

ИРИ никаких денег разработчикам не обещает. Эксперты выберут нескольких кандидатов, которые пройдут пилотное тестирование в государственных органах власти, говорит Щельцин; потом ИРИ изучит результаты тестирования и напишет техническое задание по доработке мессенджеров (возможно, что на этом этапе их будет еще несколько). Доработанные мессенджеры институт будет рекомендовать госорганам для использования. Государственных инвестиций не планируется – Щельцин уверен, что проекты заинтересуют венчурные фонды и бизнес-ангелов.

Большой замах

60 млн и более россиян время от времени пользуются мессенджерами, по данным Tele2, говорит ее представитель Константин Прокшин. Сервис, ориентированный на госслужащих и крупный бизнес, мог бы собрать, по его оценке, около 20 млн человек

Еще в 2013 г. вице-президент МТС Руслан Ибрагимов направил в Роскомнадзор и Минкомсвязи письма, предлагая этим ведомствам обратить внимание на деятельность интернет-сервисов в России и рассмотреть вопрос о соответствии Skype и подобных компаний российским лицензионным требованиям. Тогда Минкомсвязи отнеслось к этим предложениям скептически, но в декабре 2015 г. выяснилось, что Роскомнадзор все-таки разрабатывает идеи регулирования таких сервисов: предполагалось заставить их владельцев заключать договоры с операторами связи и соблюдать те же ограничения, что действуют для операторов.

У ИРИ контактов с МТС пока не было, говорит Щельцин. Представитель МТС отказался от комментариев.

Если операторы готовы инвестировать в разработку мессенджеров, значит, они планируют на них заработать, уверен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. От проекта WiFi в метро они в свое время отказались, поскольку были неясны его коммерческие перспективы, вспоминает он, а вот все более активное переключение их абонентов на общение в мессенджерах, видимо, убеждает их, что здесь есть коммерческий потенциал. Проект под крылом государства интересен тем, что может обеспечить новому мессенджеру мощный приток клиентов, рассуждает Кусков.

Хотя абоненты и переносят общение в мессенджеры, у «Вымпелкома» это не приводит к драматическому падению доходов, отмечает его представитель Анна Айбашева. Но дополнительный источник дохода не помешает, добавляет она. Подобные сервисы, по ее словам, зарабатывают на лицензиях, которые клиенты закупают в расчете на каждого сотрудника. Такой способ заработка изучает и «Ростелеком», говорит Костарев, хотя возможен и сценарий заказной разработки, когда доход будут приносить создание продукта и его техподдержка. «Мегафон» хотел бы предоставлять услуги по госконтракту, сообщила Грибкова.

В этом году 26% пользователей смартфонов в развитых странах будут пользоваться традиционной мобильной связью реже раза в неделю, оценивала в январе 2016 г. Deloitte. Они перейдут на обмен сообщениями (в том числе в мессенджерах) и на интернет-приложения для голосовой и видеосвязи. В 2011 г. таких пользователей было 11%, а в 2015 г. – уже 22%, считали авторы отчета. В 2014 г. потери российских операторов от мобильных интернет-сервисов составляли, по подсчетам аналитиков J’son & Partners Consulting, 15–20 млрд руб., или около 2% годовой выручки. Более свежих данных у J’son & Partners нет.