Статья опубликована в № 4156 от 08.09.2016 под заголовком: Чат государственной важности

Все операторы, кроме МТС, предлагают разработать мессенджеры для госслужащих

Делать это им предстоит за свой счет
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Институт развития интернета (ИРИ; экспертный орган, название которому дал замглавы администрации президента Вячеслав Володин), проводящий конкурс на создание защищенной программы для общения чиновников и госслужащих друг с другом, получил 34 заявки, в том числе от «Мегафона», рассказал «Ведомостям» представитель ИРИ. Такая заявка подана, подтвердила представитель «Мегафона» Юлия Грибкова.

По словам обоих, «Мегафон» предлагает сразу два мессенджера: один – разработанный оператором сервис eMotion, а другой – разработка Mail.ru Group, которая, как и сам «Мегафон», контролируется группой USM Алишера Усманова.

На прошлой неделе к проекту ИРИ подключился и «Вымпелком»: он подал совместную заявку с компанией «Примавера», разрабатывающей мессенджер Staply.

Еще в середине августа об альтернативном проекте по созданию «государственного мессенджера» сообщал Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), созданный по инициативе президента России Владимира Путина. При помощи Tele2 и «Ростелекома» фонд выберет одну из четырех разработок (Titanium, «Флодиум», «Сибрус» и SyncCloud) и инвестирует в победителя. Какими могут быть вложения, ФРИИ не раскрывает и лишь сообщает, что это будет инвестиция начального этапа (раунд А). Согласно отчетности фонда на этой стадии он вкладывает в среднем по 146,4 млн руб.; максимальная из инвестиций составила 324 млн руб.

Но «Ростелеком» подал заявку и в ИРИ, утверждают директор по проектам института Арсений Щельцин и представитель оператора Валерий Костарев. На массовом рынке этот сервис-коммуникатор будет называться «Алле», но для пользователей-госслужащих «Ростелеком» может придумать другое название. На разработку мессенджера «Ростелеком» готов потратить 43 млн руб. (такая сумма лота обозначена на сайте закупок госоператора), но в зависимости от требований заказчика, в частности по безопасности и шифрованию, могут понадобиться дополнительные деньги, добавляет Костарев.

ИРИ никаких денег разработчикам не обещает. Эксперты выберут нескольких кандидатов, которые пройдут пилотное тестирование в государственных органах власти, говорит Щельцин; потом ИРИ изучит результаты тестирования и напишет техническое задание по доработке мессенджеров (возможно, что на этом этапе их будет еще несколько). Доработанные мессенджеры институт будет рекомендовать госорганам для использования. Государственных инвестиций не планируется – Щельцин уверен, что проекты заинтересуют венчурные фонды и бизнес-ангелов.

Большой замах

60 млн и более россиян время от времени пользуются мессенджерами, по данным Tele2, говорит ее представитель Константин Прокшин. Сервис, ориентированный на госслужащих и крупный бизнес, мог бы собрать, по его оценке, около 20 млн человек

Еще в 2013 г. вице-президент МТС Руслан Ибрагимов направил в Роскомнадзор и Минкомсвязи письма, предлагая этим ведомствам обратить внимание на деятельность интернет-сервисов в России и рассмотреть вопрос о соответствии Skype и подобных компаний российским лицензионным требованиям. Тогда Минкомсвязи отнеслось к этим предложениям скептически, но в декабре 2015 г. выяснилось, что Роскомнадзор все-таки разрабатывает идеи регулирования таких сервисов: предполагалось заставить их владельцев заключать договоры с операторами связи и соблюдать те же ограничения, что действуют для операторов.

У ИРИ контактов с МТС пока не было, говорит Щельцин. Представитель МТС отказался от комментариев.

Если операторы готовы инвестировать в разработку мессенджеров, значит, они планируют на них заработать, уверен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. От проекта WiFi в метро они в свое время отказались, поскольку были неясны его коммерческие перспективы, вспоминает он, а вот все более активное переключение их абонентов на общение в мессенджерах, видимо, убеждает их, что здесь есть коммерческий потенциал. Проект под крылом государства интересен тем, что может обеспечить новому мессенджеру мощный приток клиентов, рассуждает Кусков.

Хотя абоненты и переносят общение в мессенджеры, у «Вымпелкома» это не приводит к драматическому падению доходов, отмечает его представитель Анна Айбашева. Но дополнительный источник дохода не помешает, добавляет она. Подобные сервисы, по ее словам, зарабатывают на лицензиях, которые клиенты закупают в расчете на каждого сотрудника. Такой способ заработка изучает и «Ростелеком», говорит Костарев, хотя возможен и сценарий заказной разработки, когда доход будут приносить создание продукта и его техподдержка. «Мегафон» хотел бы предоставлять услуги по госконтракту, сообщила Грибкова.

В этом году 26% пользователей смартфонов в развитых странах будут пользоваться традиционной мобильной связью реже раза в неделю, оценивала в январе 2016 г. Deloitte. Они перейдут на обмен сообщениями (в том числе в мессенджерах) и на интернет-приложения для голосовой и видеосвязи. В 2011 г. таких пользователей было 11%, а в 2015 г. – уже 22%, считали авторы отчета. В 2014 г. потери российских операторов от мобильных интернет-сервисов составляли, по подсчетам аналитиков J’son & Partners Consulting, 15–20 млрд руб., или около 2% годовой выручки. Более свежих данных у J’son & Partners нет.

Читать ещё
Preloader more