Статья опубликована в № 4266 от 20.02.2017 под заголовком: Tele2 прониклась Москвой

Tele2 догнала большую тройку по уровню проникновения смартфонов

Строить 3G- и 4G-сети оператор стал позже остальных

По итогам 2016 г. смартфоны заняли 53% от общего числа устройств, зарегистрированных в сети «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2), говорится в сообщении оператора. За год доля смартфонов в сети увеличилась на 12,1 п. п., уточнила представитель оператора Ольга Галушина.

Эти цифры близки к проникновению смартфонов в сетях большой тройки. Так, у МТС к концу III квартала доля смартфонов среди устройств составляла 51,8%, увеличившись год к году на 5 п. п., говорится в материалах оператора. Последние несколько кварталов она росла на 1–2 п. п. Другие операторы этот показатель не раскрывают. А по оценке Telecom Daily, проникновение смартфонов в сетях российских операторов варьируется от 52 до 56%.

Таким образом, показатель, Tele2 находится на одном уровне с конкурентами, делает вывод гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Разница в 2–3% не играет роли, поскольку у многих абонентов это может быть второй смартфон, объясняет он.

Каждый третий в сети LTE

Москва лидирует среди регионов, в которых работает Tele2, по доле смартфонов, работающих в сети 4G. Она увеличилась за 2016 г. на 11,6 п. п. до 34%, говорится в сообщении оператора.

Сети скоростной передачи данных Tele2 начала строить позже операторов большой тройки. До приобретения консорциумом из группы ВТБ, структур банка «Россия» и Алексея Мордашова она была региональным оператором с иностранными акционерами и не сумела получить лицензии на частоты для 3G и 4G, фактически оставаясь оператором для голосовой мобильной связи. Начать строить сети для мобильного интернета компания смогла лишь после смены акционеров и объединения с мобильными активами «Ростелекома», у которых лицензии и частоты уже были. Стройка началась только в ноябре 2014 г., но до конца года сети заработали лишь в пяти регионах, а интенсивное строительство началось уже в 2015 г. Из-за отсутствия мобильного ШПД доля пользователей смартфонов в сети Tele2 была ниже, чем у конкурентов. Так, на конец 2013 г. она составляла 23,5%, тогда как у МТС – 34,2%.

Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева также уверяет, что доля абонентов с умными телефонами у этого оператора и теперь выше, чем у Tele2. Конкретных цифр на конец 2016 г. она не раскрывает.

«Мегафон» не раскрывает отдельные данные по смартфонам, но отмечает, что проникновение устройств с передачей данных в его сети cоставило к концу III квартала 2016 г. 56,1%. Учитывая высокие продажи смартфонов в IV квартале, их доля в сети «Мегафона» по итогам 2016 г. будет «значительно превышать 50%», говорит представитель оператора. В 2017 г. проникновение смартфонов в абонентскую базу «Мегафона» продолжит расти, уверен он.

МТС продолжает обгонять Tele2 по доле пользователей смартфонов, говорит Дмитрий Солодовников, но цифр не называет. При этом в Москве, на самом крупном региональном рынке, у абонентов МТС нет ограничений по использованию кнопочных телефонов, подчеркивает Солодовников. Дело в том, что у Tele2 в столице и области нет частот GSM и сетей стандарта 2G.

Если другие операторы и обгоняют Tele2, то разница между их показателями уже несущественна, рассуждает Кусков. Так, если тенденция 2016 г. продолжилась в IV квартале, то к концу года доля смартфонов в базе МТС составляла 52,8–53,2%, считает он.

Еще два года назад доля смартфонов у Tele2 была незначительной, поскольку подходящие сети отсутствовали, напоминает Кусков. То, что Tele2 так быстро смогла догнать конкурентов, это хороший сигнал. Он говорит о росте качества абонентов, которые пользуются не только голосовой связью, но и мобильным интернетом, объясняет Кусков.

Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин объясняет высокие темпы роста смартфонов в базе Tele2 выходом оператора на московский рынок, на котором тот располагает только 3G- и 4G-сетями, а значит, не может привлекать абонентов с кнопочными мобильными телефонами. Кроме того, Tele2, видимо, удалось улучшить показатель за счет выпуска недорогих брендированных смартфонов, добавляет Либин.

Операторы стремятся подключить как можно больше абонентов к мобильному интернету, поэтому проникновение смартфонов остается для них стратегически важным показателем. Средний месячный счет (ARPU) пользователя смартфона выше, чем у обычного пользователя с кнопочным телефоном, замечает Либин.