Tele2 не удается увеличить долю на российском рынке третий год подряд

Менеджмент оператора ожидал роста на фоне запуска его сетей в Москве
Рыночная доля Tele2 вот уже третий год подряд не поднимается выше 15%/ Евгений Разумный/ Ведомости

По итогам 2016 г. доля рынка по абонентам у «Т2 РТК холдинга» (работает под брендом Tele2) не изменилась по сравнению с 2015 и 2014 гг. – она составляет 15%, следует из отчета аналитической компании AC&M Consulting.

При этом за 2016 г. абонентская база Tele2 увеличилась на 1,7 млн, или на 4,5%, до 39 млн контрактов, следует из данных AC&M Consulting. Таким образом, по темпам прироста абонентской базы она опережает остальных игроков большой четверки, следует из отчета.

В 2014 г., после создания СП «Ростелекома» и Tele2, руководители оператора рассчитывали к 2018 г. занять 3-е место по абонентской базе в России. Об этом заявлял президент оператора Джери Калмис. Рост абонентской базы должен был произойти за счет выхода в новые регионы и интеграции сотовых активов «Ростелекома». Начиная с III квартала 2016 г. Tele2 перестала публиковать отчетность, кварталом ранее она отказалась от публикации данных об абонентской базе в Москве.

«Т2 РТК холдинг» (бренд Tele2) к началу 2017 г. подключил 2,5 млн абонентов в Москве и Московской области, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с ходом реализации инвестпроекта оператора в столичном регионе. Достоверность этой цифры «Ведомостям» подтвердил собеседник в операторе. У Tele2 к концу 2015 г. в Москве было 1,27 млн абонентов, говорил ранее представитель оператора Константин Прокшин.

«Вымпелком» теряет позиции

Рыночная доля «Мегафона» в 2016 г. тоже не изменилась (30%). А вот на МТС теперь приходится 31% российских абонентов – на 1 п. п. больше, чем в прошлом году. Процента доли лишился в прошлом году «Вымпелком», на которого теперь приходится 23% всех контакта. Сокращение доли оператора его представитель объясняет оздоровлением абонентской базы. По итогам года сократилась доля абонентов с коротким жизненным циклом в сети (включая так называемые одноразовые sim-карты), а также мигрантов, чей поток в Россию снижается, утверждает он.

Получается, за год Tele2 подключила 1,3 млн абонентов в Москве, а в регионах набрала около 0,4 млн контрактов, подсчитал гендиректор «TMT консалтинга» Константин Анкилов. Такой прирост логичен, поскольку в регионах компания интенсивно начала строить сети мобильного интернета только в 2015 г., напоминает он. В годовом исчислении Tele2 демонстрирует достаточно уверенный рост, согласен аналитик AC&M Consulting Антон Погребинский. Данные по московскому рынку аналитическая компания не приводит.

Отсутствие изменения доли рынка у Tele2, несмотря на агрессивный выход в Москву, было ожидаемо, говорит аналитик «Уралсиба» Константин Белов. При проникновении на столичном рынке услуг связи более 200% и устоявшейся тройке лидеров было бы странно увидеть другой результат, рассуждает он. «К сожалению, Tele2 не удалось совершить чудо», – заключает аналитик. Рост абонентской базы – важный показатель, особенно если ты заявляешь об экспансии в новый регион, но еще более важна доля по мобильной выручке и EBITDA, успокаивает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Операторы большой тройки отвечали на выход Tele2 снижением тарифов и удержали свои доли если не в Москве, то в целом по России. Это не провал для Tele2, а скорее заслуга конкурентов, считает Либин.

Доля рынка важна, поскольку речь идет об абонентах, которые приносят деньги, однако помимо этого важен «срок жизни» абонента в сети оператора и количество денег, которое оператор тратит на его привлечение, считает Анкилов. Решающее значение, таким образом, имеет не количество, а качество абонентов. Ежегодно суммарно в отток от российских операторов уходит свыше 100 млн абонентов, оценивает Анкилов. На фоне этой цифры опережение роста абонентской базы на несколько миллионов не так значимо, как финансовые показатели, говорит Анкилов о показателе МТС. С другой стороны, МТС это обеспечивает психологически важное лидерство на рынке, которое подтверждается и ее лидерством по мобильным доходам. В то же время операторы большой тройки ставят приоритетом не увеличение абонентской базы, а рост финансовых показателей, подтверждает Погребинский.

Прокшин данные аналитиков комментировать отказался, но сообщил, что оператор доволен темпами прироста своей абонентской базы как в Москве, так и в регионах, во многих из которых он традиционно занимает лидирующие позиции. Tele2 сфокусирована на наборе «качественной» абонбазы, настаивает он. В качестве подтверждения своих слов Прокшин указывает, что более 65% в новых подключениях приходится на пакетные тарифы.