Китайские производители электроники вышли на новый уровень
Они не только не уступают американским конкурентам, но и сами страдают от подделокРынок электроники Хуацянбэй в центре Шэньчжэня – виновник проблем таких американских компаний, как GoPro и Fitbit, утверждают некоторые специалисты. Так, в Хуацянбэе оригинальные камеры GoPro продаются по 3395 юаней ($493), а буквально в двух шагах – аналогичные камеры неизвестного производителя по 200 юаней ($29). «[В Шэньчжэне] производят гораздо более дешевые камеры не менее высокого качества, а дроны там даже лучше», – говорит основатель исследовательской компании Radio Free Mobile Ричард Уиндзор.
Хотя китайские компании и не лидируют в инновациях, но предлагают качественные продукты и пытаются выйти на мировые рынки. В качестве примеров можно привести смартфоны Xiaomi и Huawei и роботы и дроны DJI и Ehang. Но, возможно, главный признак их успеха – это то, что теперь другие производители стараются подделать уже их продукцию.
Основатель Xiaomi Лэй Цзюнь в марте пожаловался, что примерно 30-40% продаваемых под брендом Xiaomi смартфонов – подделки. «Снаружи они выглядят точно так же, как и настоящие, но их функции очень плохие, и они стоят втрое дешевле, – приводят местные СМИ его слова с Всекитайского собрания народных представителей. – Не говоря уже о влиянии на нашу выручку, самое главное – это вред, наносимый имиджу нашего бренда».
На это же жалуется и производитель зарядных устройств Anker, который конкурирует с Belkin и Logitech. «Мы стали жертвой культуры подделок. Компании копируют наши упаковку, дизайн, цвета, имидж», – отмечает сооснователь Anker Донпин Чжао. По его словам, есть даже конкурент с названием Vnker.
Заботящиеся о качестве китайские компании ориентируются на американских конкурентов. При создании SJCam Чжан Хонбин исходил из того, чтобы «каждый мог позволить себе камеру за $100». Но теперь, утверждает он, главная цель компании – обойти американскую GoPro.
Глядя на успех производителя фитнес-трекеров Fitbit, Глен Чжу основал в 2012 г. компанию iWOWN. Сначала она выпускала продукцию для других брендов, но в 2014 г. создала собственный. Теперь iWOWN продает 80% своих браслетов за границей, в основном в Европе и Японии. В прошлом году ее продажи удвоились до 160 млн юаней ($23,2 млн), а норма чистой прибыли составила 10%, утверждает Чжу. Для сравнения: Fitbit в 2016 г. получила чистый убыток $102,8 млн при выручке $2,2 млрд. По словам Чжу, преимущество iWOWN заключается в качестве по доступной цене, хоть она и отстает по возможностям от Fitbit. «В моей команде 15 инженеров, а у них – сотни», – говорит Чжу.
Некоторые производители подделок могут представлять серьезную угрозу для крупных брендов, но другие исчезают сразу при возникновении проблем, отмечает независимый консультант Эндрю Хуан. По его словам, производители копий сами «устают озираться по сторонам, потому что работают на сером рынке». Кроме того, они получают лишь незначительную выручку по сравнению с владельцами брендов. «Производители в Китае хорошо понимают, что без бренда они не смогут выйти на зарубежный рынок и их положение безнадежно», – говорит Хуан.
Успеха добиваются те китайские бренды, чья продукция по характеристикам не уступает американским конкурентам. Так, половина из 600 сотрудников Anker заняты новыми разработками, и только 3% – продажами. SJCam выделяет на разработки 10% выручки. Сейчас Anker, чьи товары постоянно находятся в числе бестселлеров на Amazon, начинает продавать гаджеты для «умного дома» и разрабатывает компьютеры для автомобилей. SJCam помимо камер для активной съемки также занимается камерами для панорамной съемки и в будущем может выпустить даже камеры, надеваемые на собак. Хотя из-за подделок продажи SJCam в прошлом году сократились более чем на 15% до 1 млн камер. «Интеллектуальная собственность – это и хорошо, и плохо», – признает генеральный менеджер SJCam Тони Сосаниа. По его мнению, Китаю нужно начать обеспечивать защиту интеллектуальной собственности, иначе у местных производителей будут исчезать стимулы к инновациям.
В свою очередь американские бренды, первыми придумавшие некоторые гаджеты, проигрывают из-за того, что не смогли заручиться лояльностью потребителей, говорит Уиндзор из Radio Free Mobile. «Они не сделали этого. Поэтому китайцы закупили много GoPro, разобрали их по винтикам и догадались, как сделать их самостоятельно», – утверждает он.
В начале 2016 г. GoPro выпустила бюджетную камеру Hero+ стоимостью $200, чтобы конкурировать с производителями более дешевых камер. Но вскоре отказалась от этих попыток и решила сосредоточиться на камерах в премиальном сегменте.
Перевел Алексей Невельский