«Вымпелком» запустил бесплатный мессенджер для абонентов

Отсутствие тарификации само по себе не гарантирует большую аудиторию, предупреждают эксперты
Интерфейс Veon для России адаптировали местные разработчики / Сергей Портер/ Ведомости

У МТС, «Мегафона» и «Т2 РТК холдинга» (Tele2) уже есть приложения для общения через интернет. Правда, для пользователей они платные и ими не могут пользоваться чужие подписчики.

Рынок мессенджеров зрелый – лидеры рынка уже собрали по всему миру практически 100% абонентской базы, считает представитель МТТ (разрабатывает в том числе коммуникационные мобильные приложения) Анна Бойко. Она подчеркивает, что попытки российских операторов создать собственные мессенджеры неоднократно предпринимались, но были нишевыми продуктами даже тогда, когда развитие WhatsApp и его аналогов только начиналось.

«Вымпелком» объявил о запуске коммуникационной платформы Veon в России. Пока приложение можно скачать в магазине Google Play, но в скором времени (счет идет на дни) оно появится в AppStore. Платформа включает в себя мессенджер, но с ее помощью также можно звонить, слушать музыку, смотреть фильмы, получать скидочные купоны. «Вымпелком» намерен интегрировать в платформу платежный сервис (это, в частности, уже сделали Viber и Telegram).

Настроили на Россию

Вице-президент по развитию цифрового блока «Вымпелкома» Джордж Хелд обращает внимание на то, что мессенджер имеет высокую степень локализации: компания дорабатывала его при помощи российских разработчиков. Команда тестировала приложение во Владивостоке. По словам Хелда, Veon (материнская компания «Вымпелкома») потратил на изучение и разработку, а также адаптацию интерфейса приложения даже больше, чем на разработку самого продукта. Главным отличием Veon от мессенджеров конкурентов Хелд считает то, что пользоваться им смогут абоненты не только «Вымпелкома», но и других операторов. При этом абоненты «Вымпелкома», общаясь друг с другом, не будут оплачивать ни голосовые вызовы, ни интернет-трафик.

Инвестиции в проект и его потенциальную аудиторию «Вымпелком» не раскрывает. В целом, говорит гендиректор «Вымпелкома» Шелль Йонсен, затраты на разработку не очень большие по сравнению с тем, что компания инвестирует в строительство сетей.

Для своих – бесплатно

Сделав общение по Veon бесплатным, «Вымпелком» рискует потерять часть доходов от голосовой связи и интернета, при том что доходы оператора от услуг связи и так снижаются, считает сотрудник компании – разработчика мессенджеров. Йонсен говорит, что зарабатывать Veon будет, в частности, на комиссиях партнеров, чьи товары и услуги будут покупать его пользователи. Как станут делиться доходы, он не сказал.

Главные преимущества Veon – отсутствие тарификации для абонентов «Вымпелкома» и сведение в одном приложении мессенджера, голосовой связи и мультимедийного контента, считает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Но все это по отдельности есть и в других сервисах, на которые в России уже подписаны десятки миллионов пользователей, говорит он. Отсутствие тарификации не так критично для обмена сообщениями, поскольку на него тратится совсем немного трафика, но это важное преимущество при просмотре фильмов, отмечает Анкилов. Поэтому успех Veon зависит от того, как много фильмов, какие новинки Veon предложит прямо на стадии рекламной кампании, считает он.

Места мало

В запуске собственного продукта с подобным функционалом «Т2 РТК холдинг» пока не видит необходимости, говорит его представитель. МТС предлагает абонентам экосистему из более чем 20 мобильных приложений, полностью обеспечивающих все потребности клиентов, отмечают в пресс-службе оператора. Коммуникационное приложение «Мегафона» очень востребовано в своей целевой аудитории и пользуется спросом, утверждает его представитель.

Сколько абонентов пользуются их мессенджерами, операторы не говорят. Но ежемесячно аудитория продукта МТС растет в среднем на 12–15%, отмечает ее представитель Дмитрий Солодовников.

В России сейчас насчитываются десятки миллионов пользователей различных мессенджеров, говорит партнер AC&M Consulting Оксана Панкратова. По ее словам, уже половина российских сотовых абонентов пользуются смартфонами. Почти каждый из них использует мессенджеры или социальные сети, которые по своим коммуникационным возможностям мало чем отличаются от специализированных приложений, говорит Панкратова.