Абоненты «Вымпелкома» стали говорить меньше впервые почти за восемь лет

Голосовая связь перетекает в интернет-мессенджеры
Снижение MOU представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева называет незначительным и объясняет ростом потребления мобильного интернета/ А. Гордеев / Ведомости

В III квартале 2017 г. средняя ежемесячная продолжительность разговоров в расчете на одного абонента (MOU) «Вымпелкома» сократилась год к году на 3,3% до 325 минут. Это следует из отчетности его материнской компании Veon. Таким образом, в среднем абоненты оператора в июле-сентябре проговорили на 11 минут меньше, чем в III квартале прошлого года.

Последний раз MOU падал у «Вымпелкома» еще в предыдущем десятилетии. В IV квартале 2009 г. он сократился на 4,4%, или на 10 минут, до 217,7 минут, но с тех пор только рос.

Снижение MOU представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева называет незначительным и объясняет ростом потребления мобильного интернета. По итогам III квартала показатель MBOU, количество мегабайт трафика в расчете на пользователя, вырос более чем на 38%, обращает внимание она. Выручка от мобильного интернета также выросла, что компенсирует сокращение выручки от голосовой связи.

В III квартале 2017 г. выручка «Вымпелкома» от услуг мобильной связи действительно выросла - на 4,2% год к году и до 59,2 млрд руб., следует из отчетности Veon. Это второй подряд значительный рост показателя после нескольких кварталов стагнации.

Лица очереди за iPhone X

В 2009 г. причины сокращения длительности звонков были другие – и объяснялись изменением привычек потребления, вызванным кризисом, говорит Айбашева.

Это начало новой тенденции, говорит гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. На протяжении нескольких лет происходила миграция общения абонентов в интернет, но голосовой трафик упорно продолжал расти. Связано это было с широким развитием операторами пакетных тарифов, когда абонент покупает сразу пакет услуг и голосовой связи и мобильного интернета. Абоненты пользовались уже оплаченной услугой и продолжали часто звонить. Но понятно, что рано или поздно этот фактор должен был перестать компенсировать отток абонентов в интернет-сервисы и мессенджеры, и вот сейчас этот момент настал, говорит про снижение показателя Анкилов.

Хотят того операторы или нет, но мессенджеры отбирают у них голосовой трафик - люди увеличивают потребление мобильного интернета и меньше говорят по обычной телефонии, рассуждает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Даже несмотря на широкое проникновение пакетных тарифов, абоненты приучились звонить через мессенджеры, поэтому показатель MOU будет сокращаться у всех российских операторов и «Вымпелком» здесь не исключение.

При этом к уменьшению операторских доходов сокращение продолжительности звонков не приведет. В этом году все операторы скорректировали тарифы в сторону повышения стоимости и трафика на пакетных тарифах, напоминает Кусков. Поскольку услуги интернета и голосовой связи покупаются в комплекте и цена на этот комплект растет, оператору уже не так важно, проговорит ли его абонент эти 11 минут или нет, объясняет он.

Остальные операторы сотовой «большой четверки» показатель MOU не раскрывают с 2016 г. Несмотря на активный рост интернет-трафика спрос на голосовые услуги у «Т2 РТК холдинга» (работает под брендом Tele2) пока не снижается, говорит представитель оператора Ольга Галушина. Представитель МТС отказался от комментариев.

Тенденция на снижение объема голосового трафика наметилась еще два года назад и характерна для всего рынка операторов, говорит представитель «Мегафона». Голосовые услуги замещаются приложениями, работающими в мобильном интернете. При этом у «Мегафона» размер интернет-трафика на одного пользователя увеличился почти на 50% до 6Гб по результатам II квартала. Как результат выручка от интернет-услуг выросла почти на 6% за тот же период.

Междугородные и международные звонки по проводным телефонам также постепенно перемещаются в Skype и приложения, аналогичные ему, говорит гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Это характерно и для частных пользователей, и для корпоративных клиентов, отмечает он. Отсюда - ежегодное снижение доходов от услуг междугородной и международной связи, отмечает Мирзабеков. Давление на сотовую связь со стороны мессенджеров несколько ниже: качественный мобильный интернет-доступ, скорости которого хватает для комфортного разговора, до сих пор есть в России далеко не везде, заключает он.