Суд США признал мошенничество с ICO уголовным преступлением

Он впервые постановил, что такие дела должны рассматриваться как мошенничество с ценными бумагами
ICO позволяют стартапам привлекать средства, продавая инвесторам собственную криптовалюту, или токены/ Евгений Разумный / Ведомости

Во вторник суд Восточного округа штата Нью-Йорк постановил, что предприниматель Максим Заславский должен предстать перед судом по уголовным обвинениям в мошенничестве, связанным с первичным размещением криптовалют (ICO). Таким образом, федеральный суд США впервые постановил, что ICO не должны нарушать законы о мошенничестве с ценными бумагами. Это победа для американских регуляторов в борьбе с криптовалютным мошенничеством, пишет WSJ.

ICO позволяют стартапам привлекать средства, продавая инвесторам собственную криптовалюту, или токены. ICO стали популярными в прошлом году, поскольку позволяют избежать жесткого регулирования и выплаты высоких комиссионных, в отличие от традиционного первичного размещения акций (IPO). Но комиссия по ценным бумагам США (SEC) предупреждает, что многие ICO могут быть мошенническими и незаконными, так как представляют собой продажу незарегистрированных ценных бумаг. Для информирования инвесторов о «скамовых» (мошеннических ICO) и актуальном регулировании этого инструмента привлечения денег SEC даже завела отдельный сайт.

Дело Заславского стало первым в истории делом о мошенничестве при ICO, которое SEC завела в начале октября 2017 г. Регулятор заморозил активы Заславского и двух его компаний. В одном случае REcoin Group Foundation создала криптовалюту RECoin, которая предположительно была обеспечена недвижимостью. Заславский говорил инвесторам, что над ICO работает команда юристов, профессионалов, брокеров и бухгалтеров, хотя на самом деле никто нанят не был, утверждает SEC. Во втором случае Diamond Reserve Club World выпустила Diamond Reserve Coin, предположительно обеспеченный бриллиантами. Но она ни приобрела ни одного бриллианта, заявила SEC.

Изначально по делу Заславского SEC возбудила гражданское производство, но затем по ходатайству американской прокуратуры, которая завела уголовное дело о мошенничестве, гражданское разбирательство было приостановлено, напоминает работающий в США юрист фирмы «Бузько и партнеры» Евгений Краснов. Подобные дела рассматривает суд присяжных, но чаще всего обвиняемые идут на сделку с правосудием, чтобы снизить неопределенность при вынесении приговора, указывает он. Сотрудничество со следствием также позволяет снизить возможный штраф и срок заключения (максимальное наказание составляет штраф в $5 млн и 20 лет заключения), резюмирует Краснов.

Сам Заславский отрицает обвинения в мошенничестве, настаивая, что криптовалюты не являются ценными бумагами и потому его действия не подпадают под юрисдикцию властей США. Но во вторник суд отклонил его аргументы. Представители SEC и прокурора Восточного округа штата Нью-Йорк отказались от комментариев. Адвокат Заславского не был доступен для комментариев. Решение суда лишь определило, что Заславский должен будет предстать перед судом, оно поможет SEC и министерству юстиции США в будущем иметь больше полномочий в аналогичных делах, поскольку федеральный суд согласился с тем, как они рассматривают токены, пояснил WSJ Гэри Девал из юридической фирмы Katten Muchin Rosenman.

Вслед за делом Заславского SEC начала разбирательства по итогам ICO компании PlexCorps. Комиссия сочла, что компания и два ее руководителя обманули инвесторов, и подала иск против организаторов ICO, попросив суд приостановить продажу токенов (и суд в декабре 2017 г. удовлетворил ходатайство). PlexCorps обещала, что инвестиция в ее токены принесет инвесторам 1354% доходности менее чем за 29 дней.