Телеканалы и радиостанции смогут продолжать рекламировать пиво

Депутаты Госдумы готовы снять часть ограничений на рекламу этого алкоголя
Депутаты Госдумы готовы снять часть ограничений на рекламу алкоголя/ Максим Стулов / Ведомости

Депутат Госдумы, единоросс Антон Горелкин внес в нижнюю палату парламента поправки в закон «О рекламе», которые дают пивоварам гораздо больше возможностей по продвижению свой продукции на ТВ и на радио. Проект опубликован на сайте Госдумы. Там же указано, что профильный комитет по информационной политике Госдумы уже рассмотрел поправки и рекомендовал их для принятия в первом чтении. Оно состоится 18 декабря.

Пиво активно рекламировалось на российском ТВ и в радиоэфире до 2012 г., когда началась кампания по снижению потребления алкоголя. Тогда был введен запрет на рекламу пива. Но спустя два года пивовары частично вернулись в эфир благодаря Кубку конфедераций и чемпионату мира по футболу, проходившим в России в 2017 и 2018 гг. Во-первых, производители пива были одними из глобальных спонсоров этих состязаний, во-вторых, российские телеканалы заплатили крупные суммы за право трансляции этих мероприятий и им были необходимы дополнительные бюджеты от локальных спонсоров. В 2014 г. были приняты поправки в закон «О рекламе», разрешившие рекламировать пиво во время спортивных трансляций. Также такую рекламу могли в любое время крутить каналы и радиостанции, которые специализируются на спорте. Но поправки действуют до 1 января 2019 г.

Горелкин сейчас предлагает закрепить эти послабления бессрочно. Кроме того, поправки предусматривают разрешение рекламы пива на любых телеканалах и радиостанциях ночью – с 23.00 до 7.00.

В пояснительной записке к проекту Горелкин указывает, что в 2019 г. в России пройдет один из этапов Гран-при гонок «Формулы-1», спонсор которых – пивоваренная компания Heineken. Также депутат ссылается на зарубежные исследования, которые доказывают, что реклама не увеличивает потребление алкоголя, а приводит лишь к перераспределению потребления между его различными торговыми марками.

Председатель комитета по информационной политике Госдумы Леонид Левин в разговоре с «Ведомостями» также указал, что реклама пива приносит существенный доход федеральным и региональным СМИ. Поэтому он согласен на некоторое ослабление ограничений.

По данным единого продавца телерекламы – Национального рекламного альянса (НРА), в 2018 г. пивовары потратят на продвижение в телеэфире около 1,7 млрд руб., это около 1% всего рынка телерекламы. До введения запрета на рекламу пива на эту категорию приходилось 4–4,5% телевизионных бюджетов, уточнил представитель НРА. Селлер поддерживает внесенные поправки и рассчитывает на будущий рост расходов пивоваров на продвижение в телеэфире, говорит представитель компании. Получить аналогичную статистику по совокупным расходам пивоваров на продвижение в радиоэфире не удалось.

За последние 10 лет продажи пива в России упали более чем на треть до 659,6 млн дал, по данным Росстата. Пивовары связывают это прежде всего с ужесточением регулирования, в том числе и в отношении рекламы.

О своей поддержке поправок заявили «Ведомостям» и представители пивных компаний AB InBev Efes, Heineken и «Балтики» (входит в Carlsberg Group). Представитель AB InBev Efes Ораз Дурдыев рассчитывает, что это привлечет дополнительные инвестиции в отрасль. Представитель Heineken Кирилл Болматов называет телевидение самым значимым каналом продвижения для пивоваров и говорит, что в случае принятия поправок компания увеличит ТВ-бюджет. Он сомневается, что увеличение рекламного времени приведет к росту продажи пива в целом, зато производители смогут эффективнее работать над узнаваемостью и силой брендов и в результате конкурировать не только ценой. Об этом же говорит и представитель «Балтики».

Регулированием рекламы в России занимается Федеральная антимонопольная служба. Ее представитель сообщил «Ведомостям», что у службы пока нет позиции по поправкам, поскольку поправки в ведомство не поступали.

Скорее всего поправки о рекламе пива будут приняты до конца этого года, говорит источник «Ведомостей» в парламенте. Это позволит каналам поставить ролики уже в новогодние каникулы, когда у телевизоров собирается множество жителей страны.