Американцы воспользовались недооценкой «Яндекса»

Фонды Oppenheimer довели долю в российской интернет-компании до 6,3%
Евгений Разумный / Ведомости

Семейство американских фондов Oppenheimer Funds увеличило долю в «Яндексе» до 6,4% акций класса А, говорится в сообщении фондов на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). По данным Refinitiv, это 6,3% всего капитала «Яндекса».

Когда именно увеличилась доля Oppenheimer, в сообщении не сказано, отчетность о портфеле инвестиций семейства фондов датируется 31 декабря 2018 г. По данным квартальной отчетности Oppenheimer Funds, эта доля в «Яндексе» была у семейства фондов уже на 30 сентября 2018 г. Доля увеличилась почти в 2 раза в течение III квартала 2018 г. – на конец июня у семейства фондов было только 3,1% интернет-компании. Стоимость одной акции «Яндекса» составляла $29,61 на момент открытия торгов на NASDAQ 15 января 2019 г. Таким образом, приобретенный Oppenheimer Funds Inc. пакет на тот момент оценивался в $543,8 млн.

По распространенной в интернет-компаниях схеме у «Яндекса» два вида акций: тип A, каждая из которых дает владельцу один голос на собрании акционеров, и тип B – 10 голосов. Крупнейший акционер поисковика – один из его основателей, Аркадий Волож. На октябрь 2018 г. он владел акциями класса В, составляющими 48% голосов и 10% экономической доли в капитале компании, сообщал тогда «Яндекс».

Осенью 2012 г., спустя примерно 1,5 года после IPO «Яндекса» на NASDAQ, стало известно, что Oppenheimer Funds стали одним из крупнейших акционеров поисковика. Весной 2014 г. Oppenheimer Funds были крупнейшим портфельным инвестором «Яндекса» – примерно 13,9%. На начало 2016 г. они полностью вышли из капитала российской компании, а вернулись в ноябре 2017 г. – тогда у семейства фондов было около 1,6% всего капитала «Яндекса», по данным Refinitiv.

Динамика доли фондов в «Яндексе» может зависеть от многих факторов, уверяет аналитик «Уралсиба» Константин Белов, – в частности, от изменений региональных или секторальных предпочтений, притоков или оттоков средств в самих фондах или наличия инвестиционных альтернатив.

В октябре 2018 г. на сайте Oppenheimer Funds был опубликован аналитический обзор, в котором «Яндекс» фигурирует как один из привлекательных активов. Одно из объяснений, приведенных в обзоре, состоит в том, что из-за усиливающегося антагонизма США и России «Яндекс» получил преимущество, которого лишены аналогичные успешные технологические компании, – чрезвычайно привлекательную цену акций.

Тогда же, в октябре, появилась информация, что усилить влияние на «Яндекс» хотел бы Сбербанк: то ли стать крупным акционером компании, то ли каким-то иным способом, сообщали «Ведомости». Пресс-служба Сбербанка опровергала информацию об этих намерениях, а Волож отвечал, что не собирается продавать долю и планирует и дальше возглавлять компанию.

Семейство фондов Oppenheimer Funds меняет долю в «Яндексе» с момента выхода компании на биржу, ориентируясь на собственные оценки актива, замечает аналитик Sova Capital Александр Венгранович: сейчас семейство фондов могло ориентироваться на привлекательные цены при высоком потенциале роста компании. В частности, «Яндекс» предполагает провести IPO «Яндекс.Такси», но даже если первичное размещение не состоится в скором будущем, продолжает Венгранович, запланирован выход на биржу Uber, партнера «Яндекса» по сервису такси, что может повлечь переоценку доли «Яндекса» в «Яндекс.Такси». Американские инвесторы могли считать это причиной будущего роста котировок «Яндекса», предполагает аналитик. Кроме того, «Яндекс» стабильно развивает продукты – «Яндекс.Драйв», «Яндекс.Облако», голосовой помощник «Алиса», увеличивает долю в российском поиске, продолжает он. Есть и риски, предупреждает Венгранович: например, возникшая осенью прошлого года неопределенность в составе акционеров, повлекшая волатильность на американской бирже. Что касается акционеров, только в годовом отчете «Яндекса» можно будет увидеть, чью долю купили Oppenheimer Funds, но высока вероятность, что это акции из свободного обращения, заключает он.

Представитель «Яндекса» Илья Грабовский и представитель Oppenheimer Funds отказались от комментариев.