Смартфон от «Яндекса» не пользуется спросом

В декабре розничные сети продали около 400 «Яндекс.Телефонов»
За неполный декабрь «Яндексу» удалось реализовать через розничные сети около 400 своих смартфонов /Андрей Гордеев / Ведомости

За неполный декабрь «Яндексу» удалось реализовать через розничные сети около 400 своих смартфонов «Яндекс.Телефон». Об этом «Ведомостям» рассказали сотрудники трех ритейлеров. По словам одного из них, к 20 января количество проданных «Яндекс.Телефонов» выросло до 450. Все три собеседника «Ведомостей» ссылаются на данные компании GfK.

Продажи аппарата в магазине «Яндекса» начались 6 декабря прошлого года. 7 декабря «Яндекс.Телефон» появился в рознице «Вымпелкома», «М.видео-Эльдорадо» и на маркетплейсе «Беру» (совместный проект «Яндекса» и Сбербанка). Аппарат за 17 990 руб. отличается от конкурентов поддержкой голосового помощника «Яндекса» «Алиса» на аппаратном уровне. Чтобы привлечь пользователей к экосистеме своих приложений, «Яндекс» предлагает покупателям смартфона бонусы: полугодовую подписку «Плюс», в которую входят скидки на «Яндекс.Такси», подписку на «Яндекс.Музыку» и фильмы в «Кинопоиске», бесплатную доставку еды. А также 300 руб. на поездки на «Яндекс.Такси», 500 руб. на счет в «Яндекс.Деньгах» и 10%-ный кэшбэк на покупки, оплаченные «Деньгами», в течение трех месяцев.

GfK в своей статистике не учитывает основной канал продаж «Яндекс.Телефона» – «Беру», а также собственный магазин «Яндекса», говорит представитель поисковика. Сколько смартфонов продал «Яндекс», он не сказал.

Представитель GfK не стал комментировать продажи «Яндекс.Телефонов». По данным исследовательской компании, в декабре в России было продано чуть меньше 3,5 млн аппаратов. Это примерно на 1,5% меньше, чем в декабре 2017 г.

По расчетам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, через «Беру» и магазин «Яндекса» в декабре могло быть продано чуть больше 400 аппаратов, а к концу января общие продажи через них и независимую розницу могли составить чуть меньше 1000 шт. Он ссылается на данные операторов о количестве зарегистрированных в их сетях «Яндекс.Телефонов». В любом случае это говорит о том, что продукт не пользуется популярностью, рассуждает Муртазин. По его словам, начало декабря – не самое удачное время для презентации и вывода на рынок нового смартфона. В этот период все снижают цены на аппараты, предлагают бонусы покупателям, проводят промоакции, а «Яндекс» начал продавать смартфоны за полную цену, объясняет он. При этом в январе, когда покупатели докупают смартфоны, которые не успели купить в декабре, закончилась рекламная кампания «Яндекс.Телефона», продолжает Муртазин. По его мнению, активизировать продажи прошлогодней модели будет крайне сложно, ведь уже в феврале – марте новинки представят китайские производители.

Для успешного выхода на рынок продукт должен обладать уникальными и притом нужными потребителю характеристиками, рассуждает гендиректор Acer в России Дмитрий Кравченко. Или же производитель должен предлагать в сложившихся продуктовых и ценовых сегментах больше, чем конкуренты, как минимум за те же деньги, отмечает он. Ни того ни другого поисковик пока не предложил, резюмирует Кравченко.

Если верить тому, что говорят ритейлеры и операторы, поисковику действительно удалось продать около 1000 аппаратов, согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Невысокий интерес к аппарату связан с тем, что у «Яндекса» пока нет имени и репутации на рынке смартфонов. Чтобы гаджет как-то выделялся на фоне многочисленных вполне функциональных и качественных китайских смартфонов, он должен быть либо очень дешевым для своих характеристик, либо нести какие-то революционные технические решения, полагает Кусков.

Представители «Вымпелкома» и «М.видео-Эльдорадо» отказались от комментариев.