Facebook поможет пользователям подчистить историю

В этом году можно будет удалять данные о переходах из соцсети на другие сайты, отметках геолокации и использовании сторонних приложений
Пользователи Facebook через несколько месяцев смогут удалить из своего аккаунта некоторые данные /Максим Стулов, Евгений Разумный / Ведомости

Пользователи Facebook через несколько месяцев смогут удалить из своего аккаунта некоторые данные. Речь идет о переходах из соцсети на другие сайты, отметках геолокации и использовании сторонних приложений. Новая функция «Чистая история» будет запущена в Facebook позднее в этом году, заявил финансовый директор компании Дэвид Венер. «Новые требования к приватности данных – один из главных внешних факторов, которые работают против Facebook в 2019 г., – цитирует Business Insider слова Венера. – Это одна из причин возможного снижения темпов роста рекламной выручки компании в этом году». Усиление приватности помешает Facebook так же эффективно, как прежде, показывать рекламные объявления в соответствии с интересами пользователей, объяснил финансовый директор. Он не сказал, как именно будет работать новая функция, и не оценил размер возможных потерь Facebook после ее введения: «Ситуация становится все более сложной и менее ясной для нас».

Facebook бесплатен для пользователей, компания зарабатывает на размещении рекламы. И рекламодатели платят Facebook, в частности, за то, что соцсеть очень хорошо знает пользователей: она хранит и анализирует не только личные данные о поле, возрасте, образовании, месте жительства, семье, а также содержание постов и реакцию на чужие посты, но и по каким ссылкам переходит пользователь, в каких внешних приложениях он регистрируется с помощью Facebook. Все эти данные соцсеть в обезличенном виде передает клиентам, чтобы они лучше понимали, рекламу каких товаров или услуг лучше предложить тому или иному пользователю.

Впрочем, последние финансовые результаты Facebook оказались лучше прогнозов аналитиков. В IV квартале 2018 г. выручка Facebook составила $16,9 млрд, что на 30% больше, чем в тот же период 2017 г.

Facebook пообещал запустить «Чистую историю» еще в мае прошлого года. Основатель соцсети Марк Цукерберг тогда сравнил эту функцию с очисткой истории в браузере: «Это будет простой контроль ваших действий внутри Facebook – на какие сайты вы переходили, на что кликали и т. д.». После запуска «Чистой истории» пользователи смогут не просто увидеть, какие данные о взаимодействии пользователей с внешними сайтами и приложениями хранит соцсеть, но и удалить ее, пообещал Цукерберг. Он, впрочем, тут же предупредил, что очистка истории сделает Facebook менее интересным и полезным для пользователя: соцсети придется заново научиться подстраиваться под его интересы.

Facebook был вынужден дать пользователям больше возможностей по настройке доступа к данным после скандала с Cambridge Analytica в начале 2018 г. Выяснилось, что компания с 2015 г. без разрешения пользователей собирала их личные данные для разработки алгоритма анализа политических предпочтений избирателей. Речь идет о персональных данных более 85 млн пользователей. Топ-менеджерам Facebook пришлось объясняться не только с пользователями, но и с американскими чиновниками и конгрессменами.

Вскоре Facebook позволил пользователям удалять личную информацию из своего аккаунта, ограничить доступ к такой информации третьим лицам, в том числе рекламодателям соцсети, или даже запретить соцсети показывать конкретному пользователю объявления на основе его пола, религиозных или политических предпочтений.