Новая стратегия «Яндекса»: транспорт и логистика

Управлять будущим компании теперь будет 37-летний менеджер из «Яндекс.Такси»
Беспилотные автомобили – главное, что сейчас интересует Аркадия Воложа (на фото)/ Яндекс

У группы компаний «Яндекс» появилась должность управляющего директора, ее занял Тигран Худавердян, который с 2015 г. управлял «Яндекс.Такси». Теперь он второй человек в группе и единственный прямой подчиненный Аркадия Воложа, сооснователя «Яндекса» и гендиректора группы, уточнил ее представитель. Назначение Худавердяна позволит Воложу сосредоточиться на более широких стратегических задачах, указано в сообщении «Яндекса».

Таким образом, интернет-компания вновь полностью перекроила структуру управления. В конце 2017 г., после того как гендиректор «Яндекса» Александр Шульгин перешел в Ozon, акционеры разделили его полномочия между несколькими сотрудниками – гендиректором российского ООО «Яндекс» и HR-директором группы Еленой Буниной, операционным и финансовым директором Грегом Абовским, а также директором по технологиям Михаилом Парахиным. Каждый из них подчинялся Воложу напрямую. Воложу была нужна конкуренция между топ-менеджерами, чтобы выбрать преемника для операционного управления компанией, предполагали несколько источников в «Яндексе», сам Волож последние два года большую часть времени проводит не в Москве, а в Израиле. Теперь Бунина и Абовский подчиняются Худавердяну. Парахин в августе покинет свою должность – он вместе с семьей возвращается в США, указано в сообщении группы.

Худавердяну 37 лет, он выпускник физического факультета МГУ. Практически вся карьера Худавердяна связана с «Яндексом» – он работает в компании больше 13 лет, с 2006 г. Он, в частности, управлял «Яндекс.Браузером» и «Яндекс.Навигатором». С 2015 г. он возглавляет «Яндекс.Такси». «Тигран очень давно работает в «Яндексе», знает бизнес вдоль и поперек и пользуется уважением в компании», – говорит Волож. Гендиректором «Яндекс.Такси» станет Даниил Шулейко, который сейчас является управляющим директором этого подразделения.

2 млн

подписчиков слушают «Яндекс.Музыку»

То, что Волож нашел себе преемника именно в «Яндекс.Такси», вряд ли случайность. 23 мая «Яндекс» провел ежегодную конференцию, где объявил о новых продуктах и разработках компании. На сцену Волож выехал на автомобиле-беспилотнике, разработанном «Яндексом». Волож рассказал, на чем именно сосредоточено его внимание, какие направления он считает стратегическими для компании. Какое-то время гендиректор «Яндекса», по собственным словам, был сосредоточен на антитрасте – в 2015 г. поисковик пожаловался на Google в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), что производители смартфонов отказываются предустанавливать приложения российской компании из-за ограничений, диктуемых Google как создателем операционной системы Android. Вопрос был принципиален для бизнеса «Яндекса», поскольку компания теряла долю в поисковых запросах из-за быстрого роста популярности смартфонов на Android. Затем Волож сосредоточился на запуске и развитии «Яндекс.Такси», а также других проектов в e-commerce, что позволило компании диверсифицироваться: сейчас поисковик лишь половина бизнеса группы. Теперь приоритетные проекты – беспилотные автомобили и другие вещи, связанные с транспортом и логистикой, заявил Волож.

1,5 млн

заказов в месяц из 10 000 ресторанов доставляет «Яндекс.Еда» 

Пока «Яндекс» тестирует всего несколько беспилотных машин, но уже в этом году выпустит на дороги 100 таких автомобилей. Сейчас их применение разрешают только три страны в мире – Россия, Израиль и США, напомнил Волож. Также по соглашению с «АвтоВАЗом», Nissan и Renault система навигации и голосового управления «Яндекс.Авто» будет в течение пяти лет установлена на 2 млн новых автомобилей, выпущенных в России. Наконец, «Яндекс» объявил о запуске еще одного проекта, связанного с логистикой, – облачной сети ресторанов: «Яндекс.Шеф» в этом проекте будет собирать заготовки для блюд и доставлять их в обычные рестораны, там их будут готовить повара, после чего «Яндекс.Еда» доставит готовые блюда клиентам.

2,3 млрд

маршрутов для водителей построил за год «Яндекс.Навигатор»

Руководитель технологической практики российского подразделения KPMG Николай Легкодимов не стал комментировать конкретные заявления «Яндекса», но заметил, что транспорт и логистика как направления развития – это очень логично для интернет-компаний: основа их бизнеса – большие данные, накопленную экспертизу по их обработке можно применять за пределами поиска или онлайн-торговли. В транспорте уже пройден этап автоматизации того, как едет машина (системы предотвращения столкновения, круиз-контроля и проч.) и куда едет машина (речевое построение маршрутов), указывает Легкодимов, сейчас осваивается управление без водителя, еще одна интересная задача – оптимизация маршрута движения не одной машины, а сразу большого парка автомобилей, что актуально для грузовых перевозок, а также для оптимизации движения транспорта в городе. Также «Яндекс» в будущем может соединить проекты с транспортом и логистикой с одной стороны и свои проекты по умному дому – с другой и предложить властям свои услуги в области умного города, такие проекты уже есть у того же Google, говорит другой консультант, попросивший об анонимности.