Федор Бондарчук и создатель Prisma Алексей Моисеенков инвестировали в Must

Это приложение – сервис рекомендаций фильмов и сериалов
Must

Must App Corp., управляющая одноименным сервисом, привлекла инвестиции на ранней стадии развития от режиссера и продюсера Федора Бондарчука и от основателя Prisma Lab и Capture Technologies Алексея Моисеенкова, сообщила компания. Представитель Бондарчука и Моисеенков это подтвердили.

Бондарчук и Моисеенков получили минориторную долю в Must App, какова она и сколько пришлось вложить инвесторам – ни они, ни компания не раскрывают. Управление компанией останется за ее основателями Евгением Муравьевым и Геворком Саркисяном, указано в сообщении. Деньги Бондарчука и Моисеенкова – посевные инвестиции, уточнил Муравьев, всего Must App уже получила больше $1,5 млн инвестиций.

Приложение Must в 2017 г. запустили на свои деньги бывший руководитель видеосервиса Ayyo Евгений Муравьев и основатель Innova и московского парка развлечений KidZania Геворк Саркисян. Приложение стартовало как сервис для запоминания просмотренных фильмов и как сервис рекомендаций для будущих просмотров. Позднее в Must добавились рекомендации сериалов, а также лента друзей с отметками о просмотрах и оценками. В сервисе указано, в каком онлайн-кинотеатре сейчас доступен тот или иной фильм или сериал и по прямой ссылке можно перейти сразу к его просмотру.

В 2018 г. Must получил первые внешние инвестиции в $1,3 млн от основателя кинотеатра «Москва» Олега Крымасова, основателя фонда Somerset Partners Кита Рубинштейна и частного инвестора Арташеса Туманова.

Бондарчук – известный российский режиссер и продюсер, основатель группы Art Pictures. Must – одна из немногих публично известных инвестиций Бондарчука, напрямую не связанная с его фильмами и сериалами.

Моисеенков долгое время был сотрудником Mail.ru Group, а в 2016 г. вместе с Арамом Харди создал мобильное приложение Prisma, которое обрабатывало фотографии с помощью нейронных сетей. Через неделю после запуска Prisma попала в топы магазинов приложений сразу в 10 странах. В 2018 г. партнеры покинули Prisma Labs и запустили компанию Capture Technologies. Моисеенков заявил «Ведомостям», что для инвестиций в Must ему принципиально важны были не идеи и технологии, а люди: «Я знаю эту команду, Муравьев разбирается в системах рекомендаций, верит в проект и готов вкладываться в него до конца».

Сейчас у Must 60 000–70 000 активных пользователей, общая аудитория – больше 200 000 человек, говорит Муравьев. Приложение работает на восьми языках, большая часть его пользователей проживает в России и США.

3,4 подписки

на видеосервис есть в среднем у каждого онлайн-зрителя в США, подсчитала весной 2019 г. аналитическая компания Vindicia. За каждый такой сервис пользователь платит в среднем $8,53 в месяц

Must – не единственное приложение с рекомендациями фильмов и сериалов в России и в мире. Рекомендации – часть крупнейшего российского сайта о кино «Кинопоиск» (принадлежит «Яндексу») с его 22 млн пользователей в месяц. На советах друзей построены рекомендации сериалов и фильмов сервиса Letterboxd, созданного в Новой Зеландии, к началу 2019 г. у него было около 1 млн пользователей.

Must не останется только сервисом рекомендаций, объясняет Муравьев, он должен стать агрегатором видеосервисов, прежде всего на рынке США. Американский рынок контента перегрет, чтобы успеть за всеми значимыми сериалами, пользователю нужна подписка сразу на несколько видеосервисов – HBO, Netflix, Amazon, Hulu, BBC, Disney+ и т. д., указывает Муравьев, и у самих платформ данные по зрителям очень разрозненны. Он уверен, что у крупнейших сервисов есть потребность в объединении данных, в кроссплатформенной аналитике предпочтений пользователей, которую может предоставить Must вместе с единой системой подписки.

В перспективе Must сам станет видеоплатформой, рассуждает Бондарчук: «Очевидно, что рано или поздно должен появиться сервис, который даст зрителю единое окно доступа ко всему контенту и релевантную систему рекомендаций».

Must ведет переговоры о сотрудничестве с несколькими видеосервисами, с одним уже есть предварительные договоренности тестировать объединенную подписку, рассказал Муравьев. Эта функция должна появиться на Must в конце 2020 г., пообещал он.

Большая часть опрошенных «Ведомостями» сотрудников медиакомпаний и видеосервисов со скепсисом отнеслись к амбициозным планам Must агрегировать крупнейшие видеоплатформы. Два собеседника из технологических компаний, напротив, видят в идее компании здравое зерно: «Чем больше игроков будет появляться на рынке оригинального онлайн-контента, тем сильнее будет потребность в кроссплатформенных решениях».