Статья опубликована в № 4914 от 07.10.2019 под заголовком: Цифровая экономика развлечений

Доступ зрителей к развлекательному ТВ может оплатить государство

Деньги за вещание каналов нашли в «Цифровой экономике»

Развлекательные каналы уже в этом году могут получить субсидию из федерального бюджета, чтобы их смотрели жители всей страны, а не только крупных городов, рассказали сотрудник крупной медиакомпании и руководитель телехолдинга. Для этого Минфин может выделить телекомпаниям деньги на оплату вещания внутри так называемого второго мультиплекса. Это один из двух пакетов частот, по которому государственный оператор РТРС передает цифровой сигнал 10 телеканалов.

Цифровое телевещание в России стартовало в 2018 г. Инфраструктуру для первого пакета каналов («Первый», «Россия 1», «Россия К», «Россия 24», НТВ, «Пятый канал», ОТР, «ТВ Центр», «Карусель» и «Матч ТВ») государство финансировало само и сейчас продолжает компенсировать каналам расходы на распространение в малых городах.

Второй мультиплекс отвели прежде всего развлекательным каналам, которые должны оплачивать его самостоятельно. В 2012 г. по конкурсу в него попали три канала «Газпром-медиа» (ТНТ, ТВ-3 и «Пятница»), два – «СТС медиа» (СТС и «Домашний»), по одному – от ЮТВ («Муз ТВ») и «Национальной медиа группы» (РЕН ТВ), а также «Спас», «Звезда» и «Мир». Каналы готовы были платить РТРС миллиарды за переход на цифру: он открывал им доступ к зрителям в небольших городах, а правительство грозилось через три года отключить основную систему распространения аналогового сигнала. Но процесс затянулся.

Второй мультиплекс заработал только в этом году, а аналоговый сигнал будет отключен осенью 2020 г. В этом году каналы второго мультиплекса должны были заплатить РТРС 11 млрд руб., а с 2020 г. – по 13 млрд в год. Часть платежей (3,8 млрд) каналы погасили заранее, частично профинансировав строительство инфраструктуры РТРС. В этом году им надо перечислить оператору 7,3 млрд руб.

1,3 млрд руб. – серьезные деньги для любого канала. Выручка АО «Новый канал» (управляет «Домашним») в 2018 г. составила 4,7 млрд руб., «Телекомпании Пятница» – 6,7 млрд, а «Спас ТВ» – 154 млн руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса».

В начале этого года телекомпании, каналы которых попали во второй мультиплекс, заявили чиновникам, что больше не считают эффективным распространение сигнала по всей стране с помощью этой технологии. Государство слишком долго строило второй мультиплекс, за это время появились альтернативные способы доставки сигнала – услуги кабельных и спутниковых операторов доступны по всей стране, все больше людей смотрит каналы через интернет, объясняли «Ведомостям» сотрудники медиакомпаний. На падающем рекламном рынке аудитория в небольших городах не принесет телекомпаниям дополнительных доходов, добавляли они, а если государству важно, чтобы по всей стране был доступ к 20 каналам, то оно может компенсировать расходы на распространение не только через первый, но и через второй мультиплекс. На совещаниях в правительстве и администрации президента, рассказывали их участники, об этом говорили сотрудники «Национальной медиа группы», «Газпром-медиа» и ЮТВ. Чиновники были не против, но возникал вопрос, где взять деньги, объясняли собеседники «Ведомостей». Минфин сразу сказал, что дополнительных средств не выделит.

Выход нашелся: Минфин предложил передать на эти цели часть средств из нацпроекта «Цифровая экономика». Копию такого письма министра Антона Силуанова видели два собеседника «Ведомостей» в крупных медиакомпаниях. Телеканалам могут передать средства из «Цифровой экономики», подтвердили два федеральных чиновника и сотрудник еще одной медиакомпании. Куратор «Цифровой экономики» вице-премьер Максим Акимов категорически против, знают они. Представитель Акимова не ответил на запрос. Представитель Минфина отказался от комментариев.

За счет «Цифровой экономики», видимо, будет закрыт вопрос о платежах за второй мультиплекс только в 2019 г., уточняет один из собеседников «Ведомостей». Источник субсидий на 2020–2021 гг. все еще обсуждается, знают два федеральных чиновника и собеседники «Ведомостей» в медиакомпаниях.

Субсидии критичны для телеканалов, уверяют сотрудники медиахолдингов и ссылаются на падение рынка ТВ-рекламы. Сейчас жизненно необходимо инвестировать в интернет-дистрибуцию, а не тратить деньги на доступ к зрителям в небольших городах, добавляет один из них. Другой грозится разорвать контракт с РТРС в случае отказа правительства.

Вопрос поддержки со стороны государства актуален для всех вещателей, заявили «Ведомостям в пресс-службе «Газпром-медиа», добавив, что частичная компенсация стоимости доставки эфирного сигнала в малых городах позволит телеканалам сосредоточить больше усилий на создании качественного и актуального контента.

Представители холдингов НМГ, «СТС Медиа» и ЮТВ от комментариев отказались. Представители «Спаса», «Звезды» и телеканала «Мир» на запрос не ответили.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more