Рост интернета вещей не оправдал ожиданий

Причина – дефицит идей и приложений, объясняют аналитики
Дефицит идей и приложений в интернете вещей все еще сохраняется /AP

Интернету вещей в прошлом году предрекали отличное будущее: аналитики консалтинговой компании AC&M-Consulting прогнозировали, что в сегменте к концу 2019 г. будет использоваться 20 млн сим-карт. (С копией отчета компании «Ведомости» ознакомились, верность цифр подтвердили сотрудник AC&M-Consulting и человек из другой компании, получившей этот отчет.) Более того, говорит человек, близкий к AC&M-Consulting, позже компания дала более радужный прогноз, согласно которому в 2019 г. интернет вещей будет использовать 23,5 млн сим-карт.

Но действительность оказалась разочаровывающей: к концу II квартала 2019 г. (более свежих данных пока нет) сим-карт задействовано только 18,6 млн.

Аналитики AC&M-Consulting объясняют недостачу финансовыми проблемами у основных потребителей умных устройств – малого и среднего бизнеса, а также дефицитом идей и приложений в интернете вещей.

Экстраполяция роста, наблюдавшегося в интернете вещей в 2015–2018 гг., позволяла надеяться, что число сим-карт продолжит расти на 25–30% в 2019 г., а выручка операторов в этом сегменте увеличится на 20–25%, говорится в исследовании AC&M-Consulting.

Оптимизм прошлого года был связан с тем, что два крупнейших мобильных оператора в сегменте – МТС и «Мегафон» построили сети специально для интернета вещей и существенно расширили диапазон решений, которые можно применять в индустриальных проектах, объясняет управляющий партнер AC&M-Consulting Михаил Алексеев. И оказалось, что сети есть, а самих устройств недостаточно, чтобы их загрузить, а главное – намечается дефицит приложений, продолжает он: нет привлекательных для бизнеса идей, которые помогали бы больше зарабатывать или экономить.

По данным исследования AC&M-Consulting, среднегодовой рост рынка – 12,5%, лидеры рынка («Мегафон» и МТС) увеличивают число беспроводных устройств в сети на 15% в год. Всего, по нынешнем прогнозам аналитиков, на конец 2019 г. в России будет насчитываться 19,5 млн умных устройств.

Новые цифры AC&M-Consulting близки к правде, говорит директор Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников, возможно, средний рост рынка будет даже меньше – около 10%. Неоправдавшиеся прогнозы связаны с экономикой – у b2b-сегмента недостаточно средств, объясняет он: чтобы повысить эффективность бизнеса, нужно сначала понести затраты, сейчас это по силам не каждой компании.

С Колесниковым согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков, но у него есть и повод для оптимизма: много проектов находится на стадии ближайшего исполнения, можно рассчитывать, что основной приток карт будет в 2020 г.

Наметившееся в первой половине 2019 г. торможение роста не способно побороть оптимизм его участников, констатирует исследование AC&M-Consulting. Экспертный опрос представителей индустрии показывает, что в среднем рост числа умных устройств в сетях мобильных операторов составит все те же 15–20%. В сегменте интернета вещей сохранится двузначный рост и по числу устройств, и по выручке мобильных операторов, а в 2022–2023 гг. обслуживание устройств интернета вещей будет давать российским операторам не менее 2% от совокупной сервисной выручки, приводится в исследовании мнение экспертов.

Отраслевая структура парка беспроводных устройств не меняется существенным образом уже два года: крупнейшим потребителем решений остается транспорт (включая умное страхование, управление автопарком, трекинг и навигацию). Лидерами по числу обслуживаемых умных устройств в России остаются «Мегафон» и МТС. Согласно исследованию AC&M-Consulting на конец II квартала 2019 г. каждый из них имел в сети чуть более 8 млн устройств. «Вымпелком» (бренд «Билайн») обслуживает около 2 млн устройств интернета вещей, а на остальных операторов вместе приходится менее 1 млн.

На конец II квартала 2019 г. в сети МТС корпоративные клиенты использовали 8,4 млн сим-карт, рассказал представитель оператора Алексей Меркутов, из них 8,1 млн – сим-карты для устройств интернета вещей, а порядка 300 000 были приобретены предприятиями как сим-карты для передачи данных, но используются в различных устройствах интернета вещей. На конец II квартала сеть NB-IoT, созданная МТС для интернета вещей, покрывала 62 региона.

Представители «Мегафона» согласны с приведенными в исследовании AC&M-Consulting данными. По итогам 2018 г. выручка «Мегафона» от услуг в сфере интернета вещей выросла на 52%, сообщил оператор.

Выделять кого-то одного из этих двух операторов сейчас нецелесообразно, они развиваются примерно одинаково, говорит Кусков. Поскольку у обоих операторов много федеральных клиентов, от их работы в 2020 г. будет зависеть, кто вырвется в лидеры.

Представители «Вымпелкома» рассказали, что в сети оператора более 2 млн «умных» устройств и добавили, что московская сеть связи «Билайн» полностью готова для поддержки десятков миллионов устройств интернета вещей.