Twitter будет зарабатывать деньги на подписке

Социальная сеть активно ищет новые способы монетизации трафика
Евгений Разумный / Ведомости

8 июля на сайте Twitter в разделе вакансий появилось объявление о поиске ведущего разработчика. «Мы – новая команда под кодовым названием «Грифон». Мы разрабатываем платформу подписки, которой в будущем смогут пользоваться другие наши команды. Впервые для Twitter! Команда разработчиков «Грифон» работает в тесном взаимодействии с командами «Платежи» и Twitter.com», – говорилось в объявлении.

Новостные агентства интерпретировали это сообщение так, что Twitter разрабатывает платформу для управления подпиской, а значит, в соцсети может появиться техническая возможность внедрения платных услуг. Правда, текст вакансии быстро отредактировали. Теперь в нем ничего не говорится ни о каких командах, грифонах, платежах и платформах подписки. Просто «требуется ведущий Android-разработчик». Официальный представитель Twitter в ответ на запрос новостного сайта Gizmodo заявил, что компания не стала бы раскрывать такое значимое событие в тексте объявления о вакансии и что внутри компании рассматриваются различные способы увеличения доходов.

Тем не менее биржевые игроки восприняли эту ситуацию с воодушевлением, и в течение торговой сессии на NYSE 8 июля акции Twitter взлетали на 12%. Рост на закрытие составил 7,34%, рыночная капитализация – $27,64 млрд. Росту котировок также способствовало сделанное в понедельник заявление госсекретаря Майкла Помпео о намерении запретить в США работу популярного китайского приложения для создания коротких видео TikTok как представляющего угрозу национальной безопасности. Участники рынка рассматривают возможность блокировки TikTok как конкурентное преимущество для других соцсетей, включая Twitter.

Реакция пользователей соцсети на потенциальное внедрение в ней платных услуг была противоположной. В одном из твитов на эту тему даже прозвучало ответное предложение. «С какого перепугу кто-то будет платить за подписку, когда мы сами создаем 100% контента? Пусть Twitter платит нам», – написал пользователь под ником Кен Глиззи-младший.

С начала этого года количество пользователей Twitter стабильно росло, поскольку люди использовали все популярные сервисы, чтобы делиться и искать информацию о событиях, связанных с эпидемией коронавируса. В I квартале этого года платформой пользовалось в среднем 166 млн человек в сутки. Это на 9% больше, чем год назад, и самый высокий показатель за последние семь лет, т. е. с тех пор, как Twitter провел IPO. Однако компания пока не придумала, как конвертировать рост популярности в рост прибыли. В том же I квартале было объявлено о чистых убытках в размере $8,4 млн – по сравнению с чистой прибылью в $191 млн за тот же период год назад. Доходы выросли на 2,64% до $0,808 млрд. В целом доходы в 2019 г. составили $3,459 млрд, чистая прибыль – $1,466 млрд.

Как поясняет The Wall Street Journal (WSJ), львиную долю доходов (87% в прошлом году) Twitter получает от рекламы, особенно от продвижения мероприятий и от акций, приуроченных к запуску новых товаров и услуг. Однако в этом году из-за коронавируса большинство подобных событий были отменены или перенесены на более поздний срок, что незамедлительно отразилось на доходах соцсети. Кроме того, в компании растут внутренние расходы, связанные с необходимостью обновления и усовершенствования технических решений, на которых работают системы. Twitter собирался в этом году увеличить штат сотрудников на 20% (в конце прошлого года штат составлял 4600 человек), однако пандемия заставила компанию отказаться от этих планов.

В поиске дополнительных источников доходов Twitter давно пытается выйти за рамки функциональности простого мессенджера. Три года назад компания начала предоставлять возможность организации потокового видео, а в июне пользователи получили опцию твита в формате 14-секундной аудиозаписи. Что касается подписки, то пока не ясно, какие именно сервисы Twitter может предложить пользователям за плату. Сайт Gizmodo в качестве возможных вариантов называет и взимание платы с пользователей за аккаунты без рекламы, подписку за аналитику, оповещения о значимых новостях и подборку тем, на которые твитят их подписчики.

Источник, знакомый с планами компании, рассказал WSJ, что сейчас рассматривается несколько различных инициатив, направленных на увеличение доходов. Однако никаких окончательных решений пока не принято. При этом, как отмечает источник, все эти инициативы только укрепят зависимость Twitter от рекламы, а не избавят от нее.