ByteDance запустила в Китае платежный сервис Douyin Pay

Он может составить конкуренцию Alipay и WeChat Pay
Компания ByteDance, владелец соцсети TikTok, запустила в Китае платежный сервис Douyin Pay /Максим Стулов / Ведомости

Китайская ByteDance запустила собственный сервис мобильных платежей Douyin Pay – он будет обслуживать пользователей приложения Douyin (китайская версия TikTok). Возможность совершать покупки в этом приложении появилась еще в 2017 г., но до сих пор оплату можно было провести только с помощью мобильных платежных систем конкурентов – Alipay (компании Alibaba) и WeChat Pay (компании Tencent).

В сентябре 2020 г. ByteDance приобрела финтех-компанию Wuhan Hezhong Yibao Technology, которая с 2014 г. имеет лицензию Народного банка Китая на финансовые операции в интернете (по информации Fortune, центральный банк КНР перестал выдавать такие лицензии в 2016 г. из-за опасений неконтролируемого роста финтех-сектора). Ее технологии и легли в основу Douyin Pay. Сервис был представлен аккурат перед китайским Новым годом (в 2021 г. приходится на 12 февраля), в период связанных с ним распродаж. Однако, как отмечают аналитики, примечательнее совпадение запуска платежной системы ByteDance с проблемами у Alibaba: власти Китая в конце 2020 г. приостановили процесс выхода на биржу ее финтех-подразделения Ant Group, которое управляет сервисом Alipay. Теперь Ant Group грозит длительный процесс реструктуризации в соответствии с требованиями регуляторов. Кроме того, Государственное управление рыночного регулирования Китая начало формальное расследование в отношении самой Alibaba, которая подозревается в монополизме.

По данным Statista, в середине 2020 г. в Китае насчитывалось около 802 млн пользователей сервисов мобильных платежей. При этом почти 90% рынка общим объемом примерно в $120 трлн в 2020 г. (данные ResearchAndMarkets) делят между собой Alipay и WeChat Pay. Среди других игроков в секторе аналитики отмечают сервисы Baidu Wallet, JD Pay и Meituan Pay. Пользователи Douyin, которых на август 2020 г. насчитывалось около 600 млн, используют платежные сервисы для покупки виртуальных подарков и токенов в рамках соцсети, а также товаров из магазинов, которые рекламируются ссылками с видеороликов.

В ближайшее время Douyin Pay будет работать в дополнение к Alipay и WeChat Pay. Возможности нового сервиса ByteDance пока ограничены: например, нет программ микрокредитования, а также доступа к популярному инструменту инвестиций Yu’E Bao (принадлежит Alibaba). Сервис поддерживает несколько банков, включая принадлежащий государству Bank of China.

Как отмечает портал South China Morning Post, Douyin является основным источником дохода ByteDance. То, что происходит в Douyin, впоследствии может быть внедрено и в международной версии приложения, TikTok. Так, несмотря на то, что аудитории Douyin и TikTok примерно равны, у пользователей последней пока нет возможности покупки товаров в приложении. Но если она появится, собственный сервис платежей придется кстати. Доходы же TikTok в 2021 г. могут составить $6 млрд из $28 млрд прогнозируемого дохода ByteDance.

Сама ByteDance, которая была основана в 2012 г., оценивается в $140 млрд на основании сделки по продаже небольшого пакета акций компании одним из ее акционеров – Cheetah Mobile. Как отмечают аналитики, именно успех TikTok помог ByteDance стать одним из немногих китайских холдингов мирового масштаба. Среди других активов китайской компании – новостной агрегатор Toutiao и социальная сеть Helo. Аналитики ожидают, что сервис Douyin Pay будет со временем интегрирован и в эти приложения.