МТС может вывести свои сотовые вышки в отдельную компанию

Инфраструктура – дорогостоящий актив, который в перспективе можно выгодно продать, считают эксперты
Примеры сделок по продаже башенной инфраструктуры есть на мировом рынке/ Андрей Гордеев / Ведомости

Компания МТС может передать свою пассивную инфраструктуру (сотовые вышки, мачты и столбы) специально созданной компании. Это один из сценариев развития ее инфраструктурного бизнеса, рассказали «Ведомостям» менеджер компании – партнера МТС и источник, близкий к одному из российских инфраструктурных операторов. По его словам, представители оператора ведут консультации о том, как лучше реализовать этот план с другими участниками рынка. О том, что МТС рассматривает способы оптимизации своей башенной инфраструктуры, знает и аналитик «Ренессанс капитала» Александр Венгранович. Конкретные варианты могут появиться к концу марта, утверждает другой собеседник «Ведомостей». Представитель МТС отказался от комментариев.

Сколько вышек у МТС, в компании не говорят. AC&M Consulting оценивала их количество на конец 2020 г. примерно в 18 000. Перевод башенной инфраструктуры в отдельную компанию – хороший способ упорядочить ее развитие, считает собеседник «Ведомостей», знакомый с менеджментом нескольких сотовых операторов. Это позволит оптимизировать расходы, активизировать продажу мест на мачтах другим операторам, выбирать для строительства башен те позиции, на которых можно предложить места потенциальным арендаторам, объясняет он.

«Как показывает опыт, выделение инфраструктуры в отдельную компанию делается с прицелом на ее продажу в отдаленной или не очень отдаленной перспективе», – отмечает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Он напоминает, что о планах продажи своих башен в 2010-х гг. заявляли «Вымпелком», Tele2 и «Мегафон», который перевел свои антенно-мачтовые сооружения на баланс специально созданной структуры – Первой башенной компании (ПБК). Но пока ни один из операторов не продал объекты своей инфраструктуры. Во многом потому, что предложенные ими условия не позволяли покупателям в разумные сроки окупить эти объекты за счет аренды, рассказывал ранее «Ведомостям» человек, знакомый с менеджерами нескольких сотовых компаний. Риском, связанным с использованием арендованных антенно-мачтовых сооружений, Кусков считает также отсутствие контроля за ними со стороны оператора. «Компании связи заинтересованы в постоянном доступе к своим базовым станциям для ремонта, модернизации, профилактики, а на объектах, которые взяты в аренду, такое возможно не всегда», – поясняет он.

В 2016 г. 13 000 вышек «Вымпелкома» оценивались более чем в $500 млн, рассказывали ранее «Ведомостям» источники, осведомленные о ходе переговоров с потенциальными покупателями. Тогда же на продажу было выставлено 10 000 вышек Tele2 (источники, близкие к потенциальным покупателям, оценивали их в 20–25 млрд руб.). В конце 2019 г. выяснилось, что 16 500 вышек, находящихся под управлением ПБК, в ходе переговоров с потенциальными покупателями оценивались в 85–95 млрд руб.

Примеры сделок по продаже башенной инфраструктуры есть на мировом рынке. Так, весной 2015 г. итальянская «дочка» нидерландской Vimpelcom Ltd. (сейчас Veon) – Wind Telecomunicazioni продала 90% компании Galata, владеющей 7377 вышками, за 693 млн евро, т. е. каждая была оценена примерно в 104 300 евро.

«Мы рассматриваем различные варианты в отношении башен», – заявил представитель «Вымпелкома», отказавшись от дальнейших комментариев. «Tele2 рассматривала возможность передачи башен инфраструктурному оператору, но потенциальные партнеры не могли гарантировать поддержания динамики строительства и обеспечения доступа к нужным нам объектам. Более того, даже при продаже башен Tele2 в любом случае пришлось сохранять работающие технические подразделения. Эти аспекты ставили под вопрос целесообразность и экономику кейса. Сейчас планов продавать вышки у нас нет», – отметила представитель оператора Дарья Колесникова. «Мегафон», как и раньше, рассматривает возможности продать ПБК на выгодных для себя условиях, говорит представитель оператора.

Теоретически оценка башен МТС может быть такого же порядка, что и в случае с ПБК, рассуждает сотрудник компании – партнера нескольких операторов: «Но в реальности она будет зависеть от того, какие условия аренды своих же базовых станций МТС предложит потенциальному покупателю, каким будет денежный поток с вышки».

По данным AC&M Consulting, к концу 2020 г. в России насчитывалось чуть менее 85 000 вышек, мачт и столбов (+6–7% к 2019 г.), используемых сотовыми компаниями. Выручка от предоставления мест на башнях (не считая межоператорского бартера) составила 6 млрд руб. Арендовать место на вышке стоило в среднем 27 000 руб. в месяц. Показатель tenancy ratio (среднее количество арендаторов на объект) составил 1,5.

В 2020 г. развитие башенной инфраструктуры подстегнула эпидемия COVID-19, следует из отчета AC&M Consulting: «Работа из квартиры или загородного дома, где доступ в интернет зачастую можно получить только через сотовые сети, потребовала экстренного увеличения емкости и улучшения покрытия. Вокруг больших городов развернулась небывалая по интенсивности работа по созданию новых сайтов. Обеспечить связью понадобилось новые крупные специализированные медицинские учреждения, которые создавались буквально в чистом поле».

Одним из путей оптимизации может стать создание инфраструктурной компании, позднее в этот бизнес можно привлечь инвестора, продать или вывести на биржу, рассуждает Венгранович: «МТС развивается сейчас как экосистемная компания, поставщик digital-сервисов – постепенно значение ее башенной инфраструктуры будет снижаться. В то же время российские операторы готовятся к внедрению 5G, им понадобятся дополнительные сайты. Поэтому возможно возникновение межоператорских альянсов, создание совместных предприятий по использованию инфраструктуры».