МТС пошла по квартирам

Компания будет оснащать дома интернетом вещей на стадии строительства
Внедрение интернета вещей на стадии строительства не скажется на стоимости квадратных метров / Евгений Разумный / Ведомости

МТС начинает предоставлять девелоперам новую услугу – создание в домах инфраструктуры интернета вещей (Internet of Things, IoT) на стадии строительства. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель оператора Алексей Меркутов. По его словам, первый контракт на создание такой инфраструктуры уже заключен с девелоперской группой «Эталон»: «Ведутся переговоры и с другими застройщиками».

IoT в интерпретации МТС – это система бесшовного входа в подъезд и на лестничную площадку (ключом в данном случае служит смартфон жильца, «общающийся» с замками по Bluetooth), подключаемые к интернету счетчики воды и электричества и домофоны, вызовы с которых приходят на смартфон пользователя. Сколько стоит оснащение одного многоквартирного дома такими системами, в МТС не говорят. Стоимость строительства такой системы IoT в зависимости от количества квартир составляет 150–300 млн руб. на здание, утверждает человек, знакомый с разработчиками проекта.

«В практике российских застройщиков телекоммуникационная инфраструктура создается отдельно от инженерной и, как правило, разными компаниями, – утверждает директор по работе с бизнес-клиентами Московского региона МТС Андрей Панагушин. – Новый подход выгоден для всех: застройщику он позволяет снизить затраты на внедрение технологических решений, управляющей компании обеспечивает связность процессов на протяжении всего жизненного цикла здания, жильцам повышает уровень комфорта».

«Внедрение IoT на стадии строительства не скажется на стоимости квадратных метров. Однако стоимость этой инфраструктуры будет заложена в тарифы управляющих компаний», – отмечает руководитель проекта Content-Review Сергей Половников.

По оценке аналитического центра при правительстве РФ, в 2020 г. объем российского рынка технологий умного дома достиг отметки $800 млн, что почти на треть выше показателей 2019 г. 47% покупателей жилья в России интересуются технологиями, сообщает Discovery Research Group. По прогнозу Statista, к 2025 г. доля российских домохозяйств, использующих технологии умного дома, составит 13,6% против 4% в 2019 г.

Функция умного района и умной квартиры пока не распробована клиентами в сегменте стандарт и комфорт, отмечает управляющий директор группы компаний «Самолет» Андрей Иваненко: «В более высоких ценовых сегментах умная квартира становится стандартом. Мы убеждены, что большинство клиентов захотят пользоваться функционалом умного дома вслед за премиальными клиентами». По словам Иваненко, сегодня 15–30% клиентов считают умный дом обязательным условием для комфортного проживания, при этом стоимость реализации умного района, дома, квартиры составляет от 1000–3500 руб. на 1 кв. м в зависимости от функционала: «Самолет» будет активно работать над продвижением преимуществ «квартиры в смартфоне» для повышения комфорта и рационального использования времени, которое наш клиент потратит на семью, а не на вопросы бытового обслуживания своей квартиры».

«Вымпелком» также работает в сегменте IoT для жилых домов, рассказал его представитель: «Создавая телекоммуникационную инфраструктуру, «Вымпелком» применяет стандарты, позволяющие использовать ее не только для предоставления услуг широкополосного доступа в интернет, но и для таких сервисов, как видеонаблюдение, домофоны, управление шлагбаумами».

МТС как телекоммуникационной компании совершенно не интересен заход на стройки с целью продажи девелоперам своего выгодного комплексного решения, ее цель – чтобы дом уже к моменту сдачи был оснащен оптоволокном именно этой компании, полагает председатель совета директоров компании «Бест-новострой» Ирина Доброхотова: «Успех данного проекта при всех положительных сторонах может обернуться монополизацией нового сегмента со всеми вытекающими последствиями».

«Если в доме появится IoT-монополист, который не будет пускать других операторов и которого не сможет впоследствии заменить управляющая компания, это позволит ему устанавливать высокие тарифы», – опасается гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

По словам Половникова, услуга МТС, скорее всего, будет интересна лишь тем девелоперам, в структуру которых входят управляющие компании: «Задача застройщика – просто сдать дом. Интерес к IoT возникает, как правило, уже на стадии управления недвижимостью. Как показывает опыт, зачастую грамотно построенные системы интернета вещей позволяют сэкономить на эксплуатации домов». В то же время выбор строителя IoT-инфраструктуры и поставщика IoT-услуг на стадии строительства дома несет в себе довольно существенный риск, считает эксперт: «Поменять его в случае необходимости будет крайне трудно».