Беспилотные такси начнут ездить по Москве в феврале

В правительстве согласован проект постановления, регламентирующий их запуск
В проекте программы, с которой ознакомились «Ведомости», уточнены обязанности субъекта режима ЭПР, которым в данном случае выступает одна из структур «Яндекса» – ООО «Яндекс.Испытания»/ Евгений Разумный / Ведомости

Правительство устранило межведомственные разногласия по программе экспериментального правового режима (ЭПР), в рамках которого в России будут запущены беспилотные такси. Об этом «Ведомостям» рассказали источники в правительстве. Сейчас ведется финальная доработка текста, публикация программы запланирована в январе 2022 г., уточнил один из собеседников «Ведомостей».

Принятие постановления правительства РФ «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств» запланировано в январе 2022 г., подтвердил «Ведомостям» представитель пресс-службы правительства. Он также напомнил, что согласно ст. 7 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» срок действия экспериментального правового режима исчисляется с 20-го рабочего дня после дня издания акта правительства РФ.

Проект постановления правительства и программа запуска беспилотных такси были разработаны в Минэкономики на основе заявки компании «Яндекс» в 2021 г. «Мы рассчитываем запустить сервис в начале 2022 г. после получения официального разрешения», – сообщила «Ведомостям» представитель «Яндекса» Юлия Швейко.

Разработанная программа ЭПР – это первый подобный документ, пояснила «Ведомостям» Ольга Баринова, представитель секретариата вице-премьера Дмитрия Чернышенко. «В декабре на совещании под председательством вице-премьера Чернышенко было дано поручение проект постановления доработать с учетом принятых решений. Ожидаем, что в начале текущего года документ будет утвержден», – сообщила «Ведомостям» Баринова.

Проект постановления о запуске ЭПР в сфере беспилотного транспорта был внесен в правительство в конце прошлого года, напомнил представитель пресс-службы Минэкономики. «После этого документ дорабатывался на площадке аппарата правительства, поскольку в реализацию эксперимента вовлечено большое количество участников – федеральные ведомства, регионы и бизнес. На данный момент почти все спорные вопросы сняты, рассчитываем, что ЭПР заработает в начале 2022 г.», – уточнил представитель министерства.

Как пояснил источник «Ведомостей» в одном из федеральных ведомств, дополнительное время для согласования потребовалось в связи с необходимостью учесть различные аспекты реализации ЭПР, в том числе в сфере безопасности работы беспилотного транспорта. Замечания к тексту были у ГИБДД, они учтены в новой редакции документов, уточнил собеседник «Ведомостей».

В проекте программы, с которой ознакомились «Ведомости», уточнены обязанности субъекта режима ЭПР, которым в данном случае выступает одна из структур «Яндекса» – ООО «Яндекс.Испытания». Например, предлагается обязать компанию не позднее пяти дней с момента вступления в силу постановления правительства письменно уведомить мэрию, МВД, ФСБ и ФСО о номере телефона, по которому можно связываться с представителем компании «для решения вопросов, связанных с эксплуатацией высокоавтоматизированных транспортных средств».

«Яндекс» также могут обязать передавать в государственную информационную систему данные о поездках беспилотных такси в Москве – с указанием статусов, например: «Занят, с пассажиром». Помимо этого оператор беспилотников будет осуществлять контроль водителей-испытателей на предмет выявления признаков алкогольного и наркотического опьянения.

Оператор сервиса будет обязан подчиняться решениям правительства Москвы о прекращении эксплуатации беспилотников на территории города на определенное время в случае принятия такого распоряжения. «Яндекс» также будет регулярно отчитываться об административных нарушениях с участием беспилотных такси. Полномочия по надзору за экспериментом будут разделены между МВД, Ространснадзором и региональными властями.

Система, в которую будут передаваться данные о местоположении беспилотных такси, – это Региональная навигационно-информационная система (РНИС), уточнила представитель пресс-службы дептранса Москвы.

«В нее передается информация обо всем наземном городском пассажирском транспорте, в том числе такси. Поэтому беспилотные такси также должны быть подключены к РНИС», – сообщила представитель дептранса. Необходимость появления пункта о прекращении эксплуатации беспилотников в Москве по распоряжению властей представитель депатранса объяснила необходимостью на случай каких-либо крупных изменений в организации дорожного движения, которые включают в себя перекрытия, ограничения движения или перенос остановок. «Например, временное закрытие линии метрополитена или проведение дорожных работ. В таком случае для обеспечения безопасности перевозок на беспилотных такси эксперимент может быть временно приостановлен», – пояснила представитель ведомства.

Где появятся первые беспилотные такси

В согласованной редакции программы, с которой ознакомились «Ведомости», территория эксплуатации беспилотных автомобилей с водителем-испытателем в салоне ограничена 18 улицами в Москве, территорией Сколкова, а также Иннополисом и центром «Сириус» в Краснодарском крае.

Постановление дает право «Яндексу» оказывать услуги такси с помощью беспилотных автомобилей на территории Москвы, в Сколкове, «Сириусе» и Иннополисе, подтверждает Баринова. «При этом только в Сколкове и Иннополисе смогут эксплуатироваться полностью беспилотные такси, на других территориях на пассажирском сиденье обязан находиться инженер, который будет контролировать обстановку и иметь возможность подключаться к управлению высокоавтоматизированным транспортным средством», – отметила она.

Заказать беспилотное такси можно будет через приложение «Яндекс Go», поясняет Швейко. «На первом этапе автомобили будут перемещаться между заранее определенными точками посадки и высадки, это десятки точек по всему району Ясенево. Цена будет сопоставима с ценой поездки на обычном такси. Сначала мы постепенно будем выдавать доступ к услуге тем, кто отправил заявку на участие в тестировании. Это нужно для регулирования спроса, так как мы получили уже больше 10 000 заявок. В дальнейшем сервис планируется сделать открытым для всех», – сообщила представитель «Яндекса».

В будущем к проекту ЭПР могут присоединиться другие компании, отмечает Баринова. В сентябре «Ведомости» сообщали, что перспективы внедрения беспилотников оценивает «Ситимобил» – сервис такси планирует сотрудничать со «Сберавтотехом». Представитель «Сберавтотеха» Наталья Рожкова подтвердила, что компания занимается разработкой беспилотных транспортных средств, предназначенных для перевозки как грузов, так и пассажиров, в том числе по бизнес-модели беспилотного такси.

В экспериментальном правовом режиме будут проверены как технологии «Яндекса», так и регулирование, ожидает главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин. В частности, будут разработаны новые процедуры определения виновного в случае ДТП с участием высокоавтоматизированного транспортного средства без водителя за рулем, полагает он. «В мире происходят аварии с беспилотниками, но ни разу виноватых не нашли, – отмечает Ионин. – Возможно, в ГИБДД появятся новые службы, которые будут разбирать ДТП с беспилотными автомобилями, в том числе проверять ПО и то, какие команды управления были поданы».