«Росатом» займется развитием центров компетенций по импортозамещению ПО в машиностроении

Такие центры должны быть созданы к середине июля в 16 отраслях экономики по поручению Михаила Мишустина
Одна из проблем, которую должны решить такие центры компетенций, – отсутствие отраслевых программных решений/ Лев Федосеев / ТАСС

«Росатом» планирует участвовать в качестве одного из ключевых вендоров в создании центра компетенций по импортозамещению ПО в области машиностроения, сообщила на конференции, организованной «Ведомостями» в рамках форума «Иннопром-2022» в Екатеринбурге, заместитель директора по цифровизации госкорпорации Евдокия Рукавишникова. В первую очередь речь идет о направлениях автопрома, судостроения и авиации, добавила она.

«Наши специалисты будут работать с центром и с разработчиками в единой связке на ежедневной основе как координаторы процесса, выполняя заказы для 3–5 якорных заказчиков. А остальные клиенты впоследствии смогут использовать эти разработанные решения. Получается, что «Росатом» будет выступать единым вендором создаваемых на базе такого центра технологий. Такую схему мы планируем в ближайшее время обсуждать с Минцифры, основным ведомством при исполнении этих поручений [премьер-министра России Михаила] Мишустина», – пояснила она «Ведомостям».

Такой формат работы позволит центру компетенций функционировать не как отдельная структура, которая «живет своей жизнью», а непосредственно участвовать в создании того или иного решения, пояснила Рукавишникова. Какое количество специалистов «Росатом» будет готов направить на это направление, а также когда госкорпорация будет готова начать эту работу, Рукавишникова не уточнила. Но она пояснила, что эту функцию «Росатом» выполняет в рамках поручений Мишустина, объявленных в начале июня на конференции ЦИПР-2022 в Нижнем Новгороде. «Требования буквально с колес – с ЦИПР – отрабатываются», – заявила она.

На ЦИПР-2022 премьер предложил «создать индустриальные центры компетенций по замещению зарубежных решений в ключевых отраслях экономики». Отдельно Мишустин тогда оговаривал участие в этом проекте крупнейших компаний, лидеров отрасли. «И чтобы никто от них не отнекивался – ни по срокам, ни по сути. Чтобы максимально вовлечь их в решение стоящих перед нами задач – и по срокам, и по тому, что мы хотим видеть в результате», – заявлял он.

В работе по созданию таких центров участвует и Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, сообщил «Ведомостям» его директор Илья Массух. «Мы осуществляем методологическую поддержку всех центров импортозамещения, которые сейчас создаются», – отметил он. По его словам, в качестве носителей компетенций помимо «Росатома» привлечены «Камаз» (машиностроение), «Роскосмос» (авиастроение) и «Русагро» (сельское хозяйство). «Ведомости» запросили комментарии у представителей этих компаний.

Ответственным за выполнение этой работы было назначено Минцифры. Как уточнил «Ведомостям» представитель министерства, в рамках этой работы сейчас планируется создание таких центров по 16 отраслям экономики – машиностроение, металлургия, химпром, электроника и микроэлектроника, фармацевтическая промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство и ЖКХ, электроэнергетика, нефтегазовая и угольная промышленность, экология, торговля и услуги, финансы, образование, здравоохранение, связь и медиа. Всего планируется создать 10 центров, включая объединения по операционным системам, офисному ПО, СУБД, облачным платформам, средствам защиты информации и т. п. В данный момент идет формирование «персонального состава» этих центров, говорит собеседник.

Свои предложения сформулировал и Минпромторг, сообщил «Ведомостям» представитель министерства. «Сейчас формируется пул проектов по замещению зарубежных отраслевых решений и ПО на российские аналоги с финансово-экономическим обоснованием и графиком реализации», – добавил он. В дальнейшем эти предложения предстоит утвердить правительственной комиссии по цифровому развитию, резюмировал он.

Одна из проблем, которую должны решить такие центры компетенций, – отсутствие отраслевых программных решений. Например, для авиапрома «Росатом» разрабатывает платформу системы поддержки жизненного цикла изделия. Но она может появиться только к 2027 г., предупреждал на ЦИПР генеральный конструктор ОАК, директор «ОКБ Сухого» Михаил Стрелец.

Сейчас отечественного ПО в промышленности крайне мало, подтверждают опрошенные «Ведомостями» эксперты. «В основном предприятия работают на западном софте, который разрабатывался десятилетиями, а потом еще годами кастомизировался под российского заказчика, – объяснял «Ведомостям» заместитель директора компании «Рексофт» Максим Кутузов. – Заменить существующие системы в короткий срок крайне сложно. Разработка такого уровня для промышленности – это вдумчивое и аккуратное проектирование, отработка «пилотов», скрупулезное выявление всех недочетов, многочисленные интеграции со смежными системами и только затем промышленное внедрение».

Президент России Владимир Путин на площадке ПМЭФ-2022 дал поручение ускорить освоение критических и перспективных технологий, это касается всех секторов промышленности, напомнил Мишустин, выступая на «Иннопроме». «В сфере авиастроения максимально увеличиваем темпы перевода российских флагманских лайнеров на полностью отечественные комплектующие, приступаем к активному расширению продуктовой линейки. По каждому из проектов определены жесткие сроки, которые будут строго соблюдаться, все они вошли в комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 г., которая была утверждена правительством», – заявил премьер.

На схожих принципах планируется провести коренную трансформацию автомобильной промышленности, добавил он. В этой сфере основные усилия направлены на формирование локальной компонентной базы для отечественных марок, пояснил Мишустин.

Также «Россия не видит себя без мощного флота», отметил премьер: «У нас должно быть сильное кораблестроение. Для этого на наших верфях предстоит провести глубокую локализацию производства по всем типам судов – от атомных ледоколов, газовозов, танкеров и контейнеровозов до небольших речных трамвайчиков. Эта же задача относится и к судоремонту». Также разработана программа собственного дизелестроения для оснащения морского и речного флота. Ее реализация позволит обеспечить все внутренние потребности в низко- и высокооборотных двигателях, заключил Мишустин.