Новости о ввозе Apple и Samsung стали информацией с ограниченным доступом

Опубликовавшие их СМИ могут быть привлечены к ответственности
Сейчас положения закона об информации позволяют также ограничивать публикацию контрсанкционной информации в СМИ/ Максим Стулов / Ведомости

Участники внешнеторговой деятельности, пострадавшие от распространения информации о поставках санкционных товаров, «могут привлекать к административной ответственности СМИ, распространившие такую информацию, по ст. 13.14 КоАП РФ», утверждается во внутреннем письме Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), в которую входят «М.Видео-Эльдорадо», DNS, «Яндекс.Маркет», «Марвел-дистрибуция» и др.

«Ведомости» ознакомились с текстом письма, которое пришло одному из членов ассоциации. Информацию о получении письма подтвердил источник еще в одной компании из ассоциации. «Мы обсуждаем все законы, которые касаются наших членов, многие из которых являются участниками внешнеторговой деятельности», – прокомментировал информацию о письме представитель РАТЭК Антон Гуськов. Говорить о содержании письма он не стал.

Речь идет о статье КоАПа о разглашении информации с ограниченным доступом, обращает внимание юрист Радислав Репин, советник юридической фирмы Versus.legal. Эта статья предусматривает штрафы для граждан в размере от 5000 до 10 000 руб., для должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет, для юридических лиц – от 100 000 до 200 000 руб.

Ограничения на распространение «контрсанкционной» информации были введены ст. 21.4 федерального закона № 326 от 14 июля 2022 г. В частности, согласно ч. 4 указанной статьи, распространение «контрсанкционной» информации допускается только с письменного согласия ее обладателя, т. е. российского физического или юридического лица – участника внешнеторговой деятельности, совершившего или планирующего совершение сделки. Согласно ч. 9 ст. 21.4, распространение контрсанкционной информации с нарушением требований, установленных указанной статьей, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ за разглашение информации с ограниченным доступом.

Как отмечается в письме, статус контрсанкционной информации обсуждался на совещании в РАТЭК с членами ассоциации. «Обсудив норму, мы пришли к пониманию того, что контрсанкционная информация – это распространяемая СМИ информация о поставках в РФ товаров, включенных в тот или иной санкционный список», – отмечает РАТЭК в письме компаниям по итогам совещания.

К таким товарам сейчас относится любое оборудование, которое содержит американские патенты и решения, объяснил «Ведомостям» бизнес-аналитик компании «Марвел-дистрибуция» Антон Фомин. Это касается продукции таких брендов, как Apple, Samsung, HP, Dell, Asus, Siemens, Bosch, Electrolux, Nikon и др. «Это лишь немногие примеры из крупных категорий консьюмерских товаров», – добавляет Фомин.

Распространение такой информации будет являться актом причинения вреда, который в силу принципа полного возмещения (ст. 15 ГК РФ) будет подлежать полной компенсации, включая упущенную прибыль, в случае если в результате той или иной публикации компания потеряла тот или иной контракт, объясняет Репин. «Но сложность будет состоять в доказывании причинной связи», – оговаривается эксперт.

В письме РАТЭК также говорится, что компаниям – членам ассоциации следует предупредить своих партнеров и СМИ о том, что распространение информации об их внешнеторговой деятельности может быть расценено «как распространение контрсанкционной информации со всеми вытекающими последствиями». Кроме того, ассоциация планирует направить письмо в Минцифры и Роскомнадзор с просьбой проинформировать зарегистрированные в России СМИ о недопустимости распространения такой информации без письменного разрешения участника внешнеторговой деятельности. Также в этом письме ассоциация планирует адресовать в Минцифры и Роскомнадзор вопросы компаний о применении новых норм. Эти предложения РАТЭК собирала до среды 27 июля включительно.

В Роскомнадзор пока «не поступали обращения по такой тематике от российских физических или юридических лиц – участников внешнеторговой деятельности», сообщил представитель ведомства. От дальнейших комментариев он отказался.

«Ведомости» направили запросы также в Минцифры и Минэкономразвития.

«Как правило, основным источником информации для органов, администрирующих санкции, является в первую очередь информация именно из СМИ, поэтому введенные законодателем изменения с точки зрения управления санкционными рисками выглядят разумно», – считает старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. По его словам, причиной введения санкций в отношении лица или компании может стать взаимодействие с санкционными лицами или же взаимодействие с правительством, поставки запрещенного к экспорту в РФ оборудования и др.

«Фактически распространение такой информации ставит вопрос: а как компания эти контрсанкционные товары завезла в Россию, если их ввоз запрещен? Значит, была осуществлена поставка с нарушением режима санкций. Это, конечно, вызовет вопрос у регуляторов и заставит посмотреть на ситуацию более пристально, начать сбор сведений, проверку и впоследствии, вполне вероятно, и введение санкций», – объяснил логику законодателей юрист. «Таким образом, обо всем этом нельзя писать, если вы не получили у компании согласие или она не была раскрыта в соответствии с предусмотренными законом исключениями», – резюмировал Именнов.

Сейчас положения закона об информации позволяют также ограничивать публикацию контрсанкционной информации в СМИ, напоминает руководитель Международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков: «Но это касается только санкций, введенных Россией в ответ на внешние санкции, информации о параллельном импорте они не касаются».