Российские разработчики должны создать 2300 новых программ для промышленности за семь лет

Отечественные CAD/PLM-системы придется упорно доводить до уровня импортных аналогов
Емкость российского рынка позволяет говорить о внедрении 2300 новых систем автоматизированного проектирования и управления жизненным циклом/ Андрей Гордеев / Ведомости

К 2030 г. российские разработчики инженерного софта должны будут создать более 2300 новых программных продуктов. Это следует из дорожной карты «Новое индустриальное программное обеспечение» на период до 2030 г. Документ есть в распоряжении «Ведомостей», его подлинность подтвердил источник в правительстве.

Речь идет о системах автоматизированного проектирования и управления жизненным циклом изделий (CAD и PLM) среднего и тяжелого классов. Они используются в основном в промышленности. На конференции ЦИПР летом 2022 г. премьер Михаил Мишустин заявил, что сейчас лишь 23% используемых в промышленности IT-решений являются отечественными. В связи с этим проблема импортозамещения в отрасли стоит особенно остро.

«Доля затрат на такие покупки (отечественного промышленного ПО) в ближайшие 2–3 года должна вырасти до 70% от всех расходов на цифровизацию», – заявил тогда премьер. Мишустин напомнил, что установлены сроки отказа от использования иностранных технологий на значимых объектах критической информационной инфраструктуры: к 2025 г. все зарубежные решения и аппаратно-программные комплексы по планам должны быть выведены из эксплуатации и заменены на российские.

Кураторы от промышленности

Как следует из дорожной карты, количество российских CAD- и PLM-систем в 2021 г. исчислялось 1323 единицами, а к 2025 г. должно вырасти до 2082, к 2030 г. – до 3669. В целом доля использования российского индустриального ПО должна увеличиться с 41 до 58% к 2025 г. и достичь 90% к 2030 г. В числе ответственных исполнителей за доработку и внедрение индустриального ПО – «ОДК-авиадвигатель», Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), «АвтоВАЗ», группа ГАЗ, концерн «Калашников», «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и др.

Зачем нужны CAD и PLM

CAD-системы (Computer-aided Design), или системы автоматизированного проектирования, – это специализированное инженерное ПО, которое обеспечивает весь комплекс проектно-конструкторских работ от разработки до производства. PLM-системы (Product Lifecycle Management, управление жизненным циклом изделий) – это софт, который позволяет контролировать стадии эксплуатации, обслуживания и утилизации продукта. Информацию из PLM-систем могут использовать все участники процесса: производитель продукта, поставщики, субподрядчики, заказчики и потребители.

В частности, производитель газотурбинных двигателей для гражданской авиации «ОДК-авиадвигатель» (входит в «Ростех») должен к 2026 г. внедрить отечественную CAD-систему и ПО для разработки изделий из полимеров и композитов, а к 2027 г. – российскую PLM-систему, говорится в документе. Продукты будут созданы на базе решений крупного разработчика инженерного ПО и интегратора в сфере автоматизации АСКОН, уточняется в карте. Это позволит заместить такие продукты ушедшей из России немецкой компании Siemens, как Siemens NX, Teamcenter и FiberSIM. Siemens объявила о прекращении поставок в Россию и приостановке проектов в стране еще в марте.

Концерн «Калашников» к маю 2025 г. должен разработать централизованную унифицированную PLM-систему на базе отечественного решения и открытой платформы СУБД, говорится в документе. ТМХ к марту 2025 г. должен создать децентрализованное защищенное хранилище и среду безопасного обмена данными по жизненному циклу изделий на основе блокчейна. Как следует из дорожной карты, объем российского рынка технологических решений, создаваемых в рамках направления, в 2025 г. должен составить 58 млрд руб., а в 2030 г. – 113 млрд руб.

Объем бюджетных средств, заложенных на CAD- и PLM-системы, в дорожной карте не приводится. Объем внебюджетных средств, затраченных на мероприятия в рамках карты, с 2020 по 2025 г. должен составить 30,4 млрд руб., следует из документа. Еще 9,6 млрд руб. за этот же период должен вложить «Росатом». С 2026 по 2030 г. в дорожной карте заложено 518 млн руб., т. е. за 10 лет в сумме на создание отечественного индустриального ПО в этой сфере будет потрачено 40,5 млрд руб.

Наиболее проблемными для импортозамещения является ПО среднего и тяжелого классов CAD, CAM, CAE, а также высоконагруженных серверов СУБД, подтверждает директор по IТ ТМХ Анатолий Ушаков. По сути, решение именно этих задач позволит достичь целевых показателей к 2030 г., говорит он. «Мы считаем поставленные цели достижимыми. В целом по всему жизненному циклу уровень импортозамещения превышает 60%», – уточнил Ушаков.

«Ведомости» также направили запросы в «ОДК-авиадвигатель», ОАК, «Росатом» и АСКОН.

Свое придется доделывать

Разработать еще 2300 новых CAD к 2030 г. нереально, но такие амбициозные планы будут стимулировать инженеров и позволят получить десяток конкурентных отечественных CAD, способных заменить имеющиеся импортные аналоги, считает директор научно-образовательного центра «Камаз-Бауман» МГТУ им. Н. Э. Баумана Александр Карташов. В первую очередь речь идет о решениях Siemens (NX, Teamcenter), Dassault Systèmes (SolidWorks и CATIA), а в системах конечно-элементного расчета – NX, Ansys и HyperWorks. В этих областях есть достойные конкуренты, которые пока уступают по функционалу и качеству, но при соответствующей поддержке обладают большим потенциалом. Например, это АСКОН и T-Flex, а для разработки и моделирования технических объектов есть «Универсальный механизм», «Симантек» (SimInTech) и Fidesys, перечисляет он.

Емкость российского рынка позволяет говорить о внедрении 2300 новых систем автоматизированного проектирования и управления жизненным циклом, считает исполнительный директор Т1 Михаил Книгин. Но самые перспективные сегменты рынка уже заняты западным ПО, а замена CAD- и тем более PLM-системы, пронизывающей все этапы жизненного цикла изделий, на современном крупном предприятии является очень трудоемким процессом, отмечает он. «Пока изделие, например авиационный двигатель, проходит стадии проектирования, внедрения в производство, последующих модификаций, замена таких систем чрезвычайно сложна, так как она затрагивает не только предприятие, выпускающее конечное изделие, но и его поставщиков, – объясняет Книгин. – Степень свободы на порядок выше, когда речь идет о новых изделиях».

При расчетах аэрогидродинамики и конструкций используют Ansys, Siemens, «Логос», FlowVision, OpenFoam, рассказывает доцент кафедры «Вычислительная математика и программирование» МАИ Андрей Февральских. Было бы рационально проследить новые тенденции в сфере вычислительных технологий и сосредоточиться на разработке 2–3 пакетов программ, предлагает он. Ситуация осложняется недостатком специалистов, которые могли бы играть роль аналитиков с компетенциями в области автоматизированного проектирования, программирования и математики при разработке программ, продолжает Февральских.

Ежегодные обороты разработчиков отечественных CAD- и PLM-систем, особенно тяжелого класса, отстают от таких западных гигантов, как Siemens или Dassault Systèmes, примерно на два порядка, подчеркивает Книгин. В России пока нет конкурентоспособного по сравнению с западными решениями геометрического 3D-ядра, которое лежит в основе CAD/PLM, объясняет он. «Это наукоемкая разработка, для которой требуются и талантливый коллектив ученых, и достаточный уровень материального стимулирования», – добавляет Книгин. Ускорить процесс, по его словам, может внимание крупнейших отечественных IТ-компаний, обладающих необходимой критической массой, к данной проблематике.

При наличии финансирования решения отечественных вендоров смогут стать конкурентоспособными, полагает директор по консалтингу компании «Рексофт» Виталий Баланда. Проблема импортозамещения CAD/PLM очень остра – и не только для России, в отсутствие таких систем невозможно создание конкурентоспособных конечных образцов техники в разумные сроки и за разумные деньги, добавляет Книгин. По его словам, российские системы будут востребованы, если станут конкурентоспособны в сравнении с решениями мировых лидеров.