«Аэрофлот» начал переходить на российскую систему хозяйственного учета от 1С

Процесс займет около двух лет и обойдется примерно в 1 млрд руб.
Евгений Разумный / Ведомости

Авиакомпания «Аэрофлот» начала переходить с немецкой системы учета хозяйственной деятельности (ERP-системы) SAP на российский аналог на базе решений 1С. Об этом «Ведомостям» рассказал источник в организации – поставщике «Аэрофлота» и подтвердил собеседник в крупной IT-компании. Перевозчик полностью внедрил SAP для ведения управленческого учета в 2012 г.

ERP – это система планирования ресурсов, которая автоматизирует сбор данных в области финансов, человеческих ресурсов, цепочек поставок, услуг, закупок и других направлений хозяйственной деятельности компании.

В 1С вопросы «Ведомостей» переадресовали в «Аэрофлот» и авиакомпанию «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»). Представитель IT-компании лишь отметил, что сейчас программы для управления бизнесом системы «1С:Предприятие» используют многие авиакомпании, в частности S7 и «Победа» (лоукостер «Аэрофлота»). В авиакомпаниях на вопросы не ответили.

Представитель «Аэрофлота» не прокомментировал переход на 1С, но подтвердил, что на базе SAP автоматизированы практически все внутрихозяйственные бизнес-процессы авиакомпании. По его словам, переход на использование отечественной автоматизированной информационной системы управления предприятием определен директивами правительства и стратегией цифровой трансформации авиакомпании. Работы по внедрению основного блока российской системы должны быть завершены до конца 2024 г., уточнил он.

Уход на аналог ERP-системы SAP указан в числе «ключевых IT-систем для развития» в обновленной стратегии «Аэрофлота». Сама стратегия в части цифровой трансформации предполагает, что 84 иностранных программных продукта будут заменены на российский софт уже к концу 2024 г., а доля затрат на отечественное ПО в 2022–2024 гг. составит 80%. До 2030 г. эта доля составит уже 100%.

«Аэрофлот» уже начал переходить на отечественные IT-продукты в прошлом году, заменив систему бронирования авиабилетов Sabre (США) на российскую «Леонардо». В феврале 2023 г. «Ведомости» писали о переходе компании с Microsoft Office на российское ПО «МойОфис» за 50 млн руб. По словам одного из источников, это лишь небольшая часть работы, которая предстоит IT-блоку авиакомпании.

Переход на российскую ERP-систему может занять несколько лет и будет стоить «Аэрофлоту» от «нескольких сотен миллионов рублей», говорит первый источник. Второй собеседник утверждает, что авиакомпания должна получить правительственную субсидию на импортозамещение SAP в размере 8 млрд руб. Вероятным подрядчиком авиаперевозчика в этом процессе будет научно-производственный центр 1С, полагает он.

Дочерние компании группы «Аэрофлот» начали внедрять решения 1С раньше материнской компании. «Победа» объявила о создании ERP-системы на базе решений 1С еще в декабре 2020 г. «Россия» начала разработку аналогичной системы в ноябре 2021 г., соглашение с 1С подписал тогдашний гендиректор «России» Сергей Александровский. Через полгода он был назначен генеральным директором всей группы «Аэрофлот».

SAP объявила об уходе из России 19 апреля 2022 г., спустя два месяца после начала СВО на Украине. Компания перестала работать со всеми российскими заказчиками и поддерживать локальные версии своих продуктов. Пользователям облачных сервисов был предоставлен выбор: выгрузить данные, удалить их или перенести на сервер вне России. При этом клиенты могут использовать купленное и установленное ранее ПО.

IT-директор крупного российского аэропорта считает, что расходы «Аэрофлота» на перенос данных на платформу 1С могут доходить до 1 млрд руб. «Это зависит от того, какие модули SAP использует «Аэрофлот», насколько сильно работа авиакомпании завязана на решениях иностранных разработчиков», – поясняет он.

По словам собеседника, для компании масштаба российского национального авиаперевозчика перенос данных при наличии двух одинаковых работающих систем занимает годы. «Упрощенно говоря, 1С дает лопату – платформу. А вскопать огород, т. е. построить работающую систему, еще только предстоит. Перенос данных – это самый последний и, наверное, самый простой этап такого проекта», – объясняет он.

Первой в России на систему SAP в 1990-е гг. перешла грузовая авиакомпания «Волга-Днепр», говорит источник «Ведомостей» в одном из перевозчиков. «Тогда топ-менеджмент год думал о целесообразности ее внедрения. Это стоило не один миллион долларов, для растущего перевозчика это были серьезные расходы. Но Алексей Исайкин (основатель компании. – «Ведомости») решил, что она необходима для эффективного управления», – рассказывает собеседник. Разработчики тогда подключили для «Волга-Днепр» модули, отслеживающие движение финансов, учет складских запасов, закупок, расходов по каждому рейсу.

Директор практики «Стратегия трансформации» компании «Рексофт консалтинг» Алексей Богомолов говорит, что средний срок подготовки и внедрения комплексной ERP-системы для крупного предприятия уровня «Аэрофлота» составляет два года. «В случае с отечественным ПО задача зачастую состоит в более полном цикле разработки – от сбора функциональных требований до внедрения, достижения стабильности ПО и начала тиражирования. Это значит, что срок будет более двух лет», – резюмирует эксперт.

Полномасштабный переход на отечественное IT-решение высокой степени готовности для крупной производственной компании он оценивает в $15–25 млн (800 млн – 2 млрд руб. по текущему курсу).

Богомолов отмечает, что перевод крупной системы с «наследием данных» – это всегда риск потери информации, сложности с функционалом отдельных модулей, необходимость наличия программы по обучению сотрудников новой системе и ее интерфейсам. «Также важно наличие у заказчика внутренних компетенций по управлению сложными проектами трансформации, ранее эти функции во многом закрывались специалистами SAP и сертифицированного российского партнера», – добавил эксперт.

Гендиректор CorpSoft24 Константин Рензяев считает, что для «Аэрофлота» переход на 1С займет не менее двух лет и будет стоить более 1 млрд руб. «Проект будет крайне сложным, и эти суммы вполне обоснованны. В текущих условиях оставаться на SAP можно какой-то краткосрочный период времени, но в будущее с SAP уже идти нельзя, и это все понимают. До СВО сотрудники «Аэрофлота» категорически отвергали даже мысли об 1С, мотивируя это тем, что компания работает во всем мире и только SAP может быть ERP-системой. Но мир изменился кардинально», – констатировал эксперт.