Половина российских компаний не смогла продлить лицензии на иностранный софт

Наибольшие риски возникли с ПО, используемым на объектах критической информационной инфраструктуры
Евгений Разумный / Ведомости

У 50% российских компаний в 2022 г. возникли проблемы с продлением лицензий на зарубежное ПО. Почти треть предпринимателей пожаловалась на проблемы с техподдержкой (32%) и оплатой обслуживания (31%), а каждый десятый – на отсутствие стабильной работы иностранного софта. Такие выводы сделал исследовательский центр A2:Research, опросив 1200 предпринимателей и топ-менеджеров из сфер ритейла, производства, транспорта, телекома, IT и др. в апреле 2023 г.

Ощутимые последствия были из-за зарубежных производителей, которые удаленно блокировали работу своих устройств и ПО, замечает директор по стратегии и развитию технологий Axiom JDK Роман Карпов. Если бы Национальная система платежных карт (НСПК) не перевела заблаговременно платежную систему «Мир» с Oracle Java на российскую платформу Java, транзакции ушедших Visa и Mastercard невозможно было бы обслуживать в РФ, замечает он.

Проблемы прямо или косвенно коснулись всех клиентов, но наибольшие риски возникли с ПО, используемым на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ), подтверждает заместитель гендиректора по развитию бизнеса «Рексофта» Дмитрий Ретюнский. Отключение обновлений на таких объектах чревато рисками в области информбезопасности (ИБ), соглашается директор по сервису ESA PRO Михаил Назаров.

В первую очередь проблемы коснулись госорганизаций и крупных коммерческих компаний, отметил гендиректор компании – производителя офисного ПО «Мойофис» Павел Калякин. «В течение 2022 г. к нам обращались клиенты с запросом на экстренный переход с иностранного ПО на российские продукты – число заявок на пилотное внедрение выросло в шесть раз», – подчеркивает он.

До прошлого года коммуникационная среда Минстроя была построена на решениях Avaya, которая полностью прекратила свою деятельность в России, приводит пример директор технического департамента компании «ХайТэк-Интеграция» Дмитрий Ласьков. Ведомство столкнулось с невозможностью получать техподдержку и обновления. Минстрой провел анализ представленных на рынке продуктов от российских разработчиков и выбрал решение от IVA Technologies, знает он.

Многие инженеры, работающие с оборудованием таких производителей, как Siemens и Schneider Electric, также столкнулись с тем, что ПО для него перестало работать в России, напоминает основатель школы Fine Start Александр Федоров. После объявления Cisco (производитель инфраструктурного оборудования для связи) о приостановке деятельности в России в марте 2022 г. был отключен доступ в Smart Account (центральный репозиторий, где пользователь управляет приобретенными программами), в то же время Poly (вендор устройств для аудио- и видеосвязи) запретила продажу пользователям на территории страны новых лицензий и продление сервисной поддержки. Деньги за купленные, но отозванные лицензии и техподдержку заказчикам никто не вернул, говорит директор по развитию бизнеса компании Vinteo Борис Попов.

В результате российским компаниям пришлось оперативно искать замену ПО, выделяя дополнительные средства, что в целом увеличило финансовую нагрузку, констатирует руководитель предпродажной поддержки «Лаборатории Касперского» Евгений Бударин. К примеру, дизайнер, использующий западный софт, не мог своевременно выполнить заказ, специалист по ИБ – защитить периметр организации.

У клиентов часто возникали трудности с выбором программы для корпоративных коммуникаций, голосовых вызовов и общения по видеосвязи, приводит пример IT-директор логистической компании ПЭК Александр Майер. Функционал отечественных систем пока не позволяет заменить популярные иностранные платформы, говорит он. В частности, российские сервисы ограничивают количество участников видеоконференции до 100 человек, с их помощью нельзя сделать звонок на мобильные и городские номера телефонов, отечественные программы сложно интегрировать в коммуникации с другими внешними сервисами, перечисляет он.

Многие российские компании столкнулись с прекращением подписки на зарубежные облачные сервисы, такие как Azure, AWS (Amazon Web Services), Google Cloud, перечисляет партнер департамента управленческого консалтинга ДРТ Сергей Кудряшов. Пользователи жаловались на ограничение доступа или его прекращение, блокировки или даже удаление аккаунтов (по аналогии с каналами YouTube), приводит примеры он. Таким образом, клиент терял доступ ко всей информации, если заранее не озаботился обеспечением резервного копирования.

Уход зарубежных компаний в 2022 г. показал важность использования отечественных IT-решений, говорится в исследовании, с которым ознакомились «Ведомости». Больше половины (58%) респондентов ответили, что для них имеет значение, чтобы ПО было разработано именно в России, а 57% сообщили, что уже перешли на отечественное ПО в прошлом году. 45% владельцев компаний ответили, что в данный момент изучают предложения различных российских вендоров. Впрочем, в переходе на отечественное ПО есть несколько преимуществ, в первую очередь это возможность кастомизации, рассуждает управляющий партнер Novo BI Евгений Непейвода. Российские разработчики сейчас как никогда готовы адаптировать функционал под потребности конкретного заказчика, резюмировал он.