Онлайн-сервисы обяжут предупреждать клиента о каждом списании денег за подписку

Но штрафы за нарушение этого правила пока не вводятся
Депутаты предложили, чтобы интернет-пользователи лично подтверждали каждый платеж за свои онлайн-подписки/ Евгений Разумный / Ведомости

Депутаты Госдумы в ближайшее время внесут в нижнюю палату парламента межфракционный законопроект об обязанности интернет-платформ уведомлять пользователей о предстоящем списании платы за подписку. Это сообщил «Ведомостям» депутат Антон Немкин («Единая Россия») и подтвердил вице-спикер Госдумы Владислав Даванков («Новые люди»). Речь идет в первую очередь о подписках на аудио- и видеоконтент.

«Нужно закрепить в законодательстве обязанность для сервисов не меньше чем за сутки предупреждать клиентов о списании средств за подписку», – сказал «Ведомостям» Немкин. Такое уведомление должно содержать дату списания платежа, информацию о том, как прекратить подписку, а также ссылку на платформу, где можно отказаться от подписки, отметил депутат.

«Важно, что законопроект межфракционный. В апреле наш депутат Антон Ткачев стал первым зампредом комитета Госдумы по информационной политике, и «Новые люди» стали более активно подключаться к разработке профильных законопроектов», – говорит Даванков.

Всего у законопроекта порядка 10 соавторов, уточнил «Ведомостям» представитель партии «Новые люди». В его разработке участвовали Ирина Филатова (КПРФ), Андрей Свинцов (ЛДПР), Дмитрий Кузнецов («Справедливая Россия») и др. Свинцов подтвердил «Ведомостям» участие в разработке. «Ведомости» направили запросы представителям фракций КПРФ и «Справедливой России».

В случае принятия законопроекта он вступит в силу с 1 марта 2024 г., это даст бизнесу время для адаптации к новым требованиям, продолжил Немкин. Он подчеркнул, что уверен в том, что эти новации «никак не скажутся на бизнесе добросовестных компаний», большинство из которых уже выполняют эти требования. «По этой же причине законопроект не предусматривает административной ответственности за нарушения. Но она может быть установлена позднее по итогам мониторинга исполнения новых норм», – отметил депутат. Немкин также уточнил, что размер штрафов предполагается определить позже подзаконным актом. «Но, на мой взгляд, они должны напрямую зависеть от выручки компании, чтобы не нанести бизнесу вреда, при этом с учетом интересов граждан», – добавил Немкин.

Целесообразнее было бы говорить не о штрафах, а о компенсациях пользователям средств, уплаченных за подписки, о списаниях по которым пользователь не был уведомлен, считает директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив, преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School Александра Орехович.

«Представляется, что штрафы в данном случае были бы лишены смысла и эффективности, а главное – штрафные санкции не приведут к защите прав самих пользователей, на что, по словам разработчиков, и направлен законопроект, – рассуждает она. – Реализация механизма компенсации – предмет рассмотрения в гражданско-правовом поле, и дополнительных норм, регулирующих такой процесс, не потребуется». 

С необходимостью регулирования рынка онлайн-подписок согласно и Минцифры, следует из заключения министерства на законопроект, с которым ознакомились «Ведомости». «Предложенное законопроектом регулирование представляется актуальным. Вместе с тем, принимая во внимание, что услуги по подписке являются распространенной практикой в различных сферах, целесообразно рассмотреть вопрос о комплексном регулировании в рамках законопроекта правоотношений, возникающих вследствие применения указанной бизнес-модели», – отмечается в заключении Минцифры, подписанном замминистра Бэллой Черкесовой.

В пресс-службе Минцифры не ответили на запрос «Ведомостей» на момент сдачи заметки. Но позже представитель Минцифры подтвердил, что законопроект поступал на ознакомление в министерство, но только в 2022 г. При дальнейшей доработке законопроект в Минцифры не поступал, добавил представитель министерства.

На что подписываются в России

По данным исследования Frank RG за январь 2022 г., к онлайн-подпискам можно относить различные сервисы, начиная от онлайн-кинотеатров и заканчивая сервисами маркетплейсов (Ozon Prime), интернет-компаний («Яндекс плюс», VK Combo), банков («Сберпрайм», Tinkoff Pro), а также мобильных операторов («Мегафон плюс», МТС Premium). Весь этот рынок, как оценивала «Ведомостям» в марте 2022 г. директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова, составлял тогда порядка $1,5 млрд в год.
По данным Центра стратегических разработок, аудитория шести крупнейших российских мультисервисов на конец 2021 г. – начало 2022 г. составляла 24,9 млн человек. Большинство активных пользователей имели от одной до трех подписок (87% – в России, 84% – в Москве), а списание средств чаще всего происходит ежемесячно (80% – в России, 85% – в Москве), говорится в исследовании ЦСР. Суммарно потребительские траты на онлайн-подписки в месяц в большинстве случаев находились в пределах 1000 руб. на человека.
По данным АНО «Диалог», четверть интернет-пользователей (25%) по всей России когда-либо имели опыт оплаты подписок, в Москве доля таких пользователей выше – 37%. При этом непосредственно сейчас подписку оплачивают лишь 13% респондентов по России и 27% – по Москве.

Позицию по поводу законопроекта подготовил и Роспотребнадзор («Ведомости» ознакомились с заключением службы, подписанным руководителем ведомства Анной Поповой). С одной стороны, Роспотребнадзор поддерживает идею распространения на «цифровые продукты (товары)» основных правил, установленных законодательством о защите прав потребителей, указано в документе. С другой стороны, у ведомства есть ряд замечаний. В законодательство необходимо ввести понятие «цифровых продуктов (товаров)», а также более четко определить права и обязанности интернет-платформ как правообладателей контента, который получает пользователь по платной подписке, указано в заключении.

Роспотребнадзор неоднократно подчеркивал, что сервисы, предлагающие платные интернет-подписки, должны регулироваться законодательством о защите прав потребителей,  заявил представитель службы «Ведомостям». Это, по его словам, снизит число нарушений и «обеспечит потребителей дополнительной защитой». В то же время подходы к регулированию онлайн-подписок «требуют тщательной, всесторонней проработки», добавил собеседник.

Поддерживает депутатов и председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. По его словам, этот вопрос обсуждается уже несколько лет. Ранее аналогичный порядок существовал и для операторов связи, когда закон позволял им брать плату с абонентов за рассылку контента в смс-сообщениях, если абонент не выражал явного желания отписаться от услуги. Но после консультаций с Минцифры эти нормы были скорректированы. «Аналогичный подход следует распространить и на онлайн-подписки», – считает Шелищ. 

Но у инициативы есть и противники. Ее критикует гендиректор ассоциации «Интернет-видео» (объединяет онлайн-кинотеатры, включая ivi, Okko, Amediateka, Start и др.) Алексей Бырдин. Он ссылается на данные исследования АНО «Диалог» в начале 2023 г., согласно которым только 2% респондентов в Москве и 5% респондентов в России имеют неиспользуемые подписки, но порядка 40% из них отмечают, что планируют дальше пользоваться сервисом. «Отсутствие необходимости каждый раз подтверждать списание средств – это уникальное свойство подписной модели, которое представляет для пользователя удобство, а не проблему», – считает Бырдин.

Предполагается, что активный пользователь сервиса нуждается в уведомлении о списании, чтобы каждый раз принимать решение о продлении или отказе от подписки. Но, по мнению Бырдина, эта гипотеза «противоречит самой сути подписной модели, основанной на долгосрочном взаимодействии потребителя с сервисом».

По оценке директора по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирины Левовой, в случае принятия законопроекта количество пользователей, оплачивающих подписку, может сократиться на 20–40%. Но пока точный отток прогнозировать сложно, «это будет зависеть от финальной версии законопроекта», отметила она.

В то же время, различные платформы подходят к вопросу об уведомлениях о списаниях за использование подписки по-разному. Например, Сбер рассылает такие уведомления за два дня до планируемой транзакции, говорит представитель банка. «Принятие законопроекта, по нашим оценкам, не окажет влияния на клиентскую базу наших подписок, потому что мы уже давно работаем в соответствии с прописанными в нём правилами», – сообщил он «Ведомостям».

«Яндекс» же (в компанию входят, в частности, онлайн-кинотеатр «Кинопоиск» и сервис «Яндекс.Музыка») предупреждает пользователя только о первом обязательном платеже за подписку после бесплатного пробного периода, сообщил «Ведомостям» представитель компании.

«Ведомости» направили запрос в VK, ivi, Okko, Amediateka и Start.