Выручка от розничных продаж российского софта «Р7-офис» выросла в десятки раз

Количество готовых платить за лицензионное ПО пользователей в России растет
Ведомости

Выручка от продаж отечественного программного обеспечения «Р7-офис» в рознице в первом полугодии 2023 г. выросла год к году на 4386%, или почти в 45 раз. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель компании – разработчика Р7. Абсолютных цифр он не привел.

Спрос на «Р7-офис» связан прежде всего с отсутствием в продаже офисного пакета софта Microsoft. Р7 наряду с «Мойофисом» – наиболее известные отечественные аналоги MS Office.

Но лицензионные продукты Р7 появились на полках ритейлеров лишь в 2022 г., следует из ответа представителя сети «М.видео-Эльдорадо». «Мойофис», в свою очередь, предоставляет физлицам бесплатный доступ к своим продуктам, поэтому в розничных продажах не представлен. Но разработчик «Мойофиса» также фиксирует рост пользователей в 2023 г. По словам генерального директора компании «Мойофис» Павла Калякина, с начала года количество скачиваний продуктов для частных лиц увеличилось на 25% и превысило 26 млн.

Количество пользователей, в принципе готовых покупать лицензии, в России растет, следует из результатов опроса, проведенного интернет-магазином ПО и оборудования «Русские программы». В 2023 г. число россиян, готовых платить за лицензионный софт, достигло 57%, в 2021 г. таких было только 31%, поделился результатами опроса представитель компании.

Самой популярной статьей расходов на лицензионные программы стали антивирусы – 76,70% опрошенных заявили, что когда-либо платили за них. На втором месте оказались облачные хранилища (место в них покупали 46% опрошенных), а офисные пакеты – на третьем (их когда-либо приобретали 36,7% респондентов). В среднем россияне готовы платить за софт от 1000 до 5000 руб. в год.

С начала 2023 г. в России ежемесячно продается по 15 000–20 000 лицензий на российский софт различных категорий, а отдельно антивирусов – по 100 000 шт., говорит источник в одном из крупных разработчиков. Схожую оценку продаж называет аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов. По его подсчетам, к началу лета в рознице было продано около 1 млн лицензий на отечественный софт.

За первые пять месяцев 2023 г. продажи российского софта в потребительском сегменте оказались в 2,5–6 раз выше по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, сообщали «Ведомости» в июне со ссылкой на аналитику Wildberries, «М.видео-Эльдорадо» и Ozon. В лидерах продаж оказались операционные системы «Ред ОС» и Uncom OS, пакет офисных приложений «Р7-офис», а также антивирусы Kaspersky и Dr.Web.

Многие российские софтверные вендоры исторически ориентируются на b2b-рынок, так как розничный практически все время был в значительной мере занят зарубежными конкурентами, поэтому успех отечественного вендора – ситуация достаточно уникальная, рассуждает руководитель по развитию розничных проектов ГК «F+ tech-Марвел» Антон Фомин. Р7 своевременно озаботилась двумя вещами, продолжает он: создать интерфейс, который будет знаком пользователям привычных офисных пакетов, и выпустить лицензии для консюмерского рынка.

Что такое Р7

Компания была основана в 1998 г. Львом Банновым и Алексеем Рязановым. По данным пояснительной записки к отчетности компании по РСБУ за 2022 г., они остаются аффилированными лицами АО «Р7». Выручка компании за 2022 г. по РСБУ составила 1,5 млрд руб. против 504 млн руб. годом ранее, чистая прибыль – 1 млрд руб. против 224 000 руб. в 2021 г.

Корпоративные закупки ПО более активно переводятся на российские решения. Например, как писали «Ведомости» 6 июля со ссылкой на мониторинг Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий, доля отечественного инженерного ПО (CAD или САПР) в госзакупках в 2022 г. достигла 93,39% (1,6 млрд руб.). Это на 67,7 п. п. выше, чем в 2021 г. ГК «Астра» увеличила выручку по МСФО в 2022 г. в 2,5 раза до 5,4 млрд руб., а чистую прибыль –в 2,8 раза до 3 млрд руб. В компании рост объясняли активной политикой импортозамещения софта в госсекторе и в крупном бизнесе (см. «Ведомости» от 21 июля).

В целом рост розничных продаж отмечается у очень ограниченного круга отечественных разработчиков ПО, которые могут предложить покупателям полностью функциональные аналоги зарубежных продуктов, поясняет Фомин.

В дальнейшем рост розничных продаж продолжится, считают опрошенные эксперты. 2022 год был ознакомительным для пользователей, они присматривались к продукции, но пользователи будут обращать внимание на проверенные решения, которые будут стабильно работать, говорит руководитель управления потребительского рынка «Лаборатории Касперского» Сергей Пиккат-Ордынский. Главными точками роста рынка будут как раз офисные пакеты и инструменты для резервного копирования, прогнозирует Вильянов. Кроме того, сейчас массово заканчиваются лицензии на зарубежные продукты, продлить которые трудно, и это также станет стимулом для рынка, резюмировал он.