На игры и внутриигровые товары с начала года потратили 135 млрд рублей

В эту сумму не входит пиратский рынок, который невозможно оценить
Максим Стулов / Ведомости

Российские геймеры с начала 2023 г. потратили на видеоигры 135 млрд руб., а к концу года объем рынка может достигнуть 167 млрд руб. Об этом «Ведомостям» рассказала операционный директор онлайн-школы геймдева XYZ School (часть Ultimate Education) Эмма Юсова. По оценкам XYZ School, около 107 млрд руб., или 79% от всех средств, прошло через официальные каналы, а оставшийся 21% (28 млрд руб.) – через посредников-перекупщиков. Эти деньги пользователи потратили на покупки игр офлайн (на дисках) и онлайн (например, через турецкие аккаунты в Steam), а также через платформы типа KupiKod, где продаются ключи активации от различных игр и внутриигровые товары.

Такие данные XYZ School получила в результате опроса, в котором приняли участие 1200 российских геймеров. В пресс-службе школы уточнили, что геймерами в ходе опроса считались те, кто ответил, что играет в видеоигры несколько раз в неделю. По результатам исследования получилось, что каждый такой игрок в среднем потратил с января по август 5400 руб. на игры. С учетом того что в России сегодня примерно 25 млн геймеров (также оценка XYZ School), совокупные траты составили около 135 млрд руб., следует из результатов исследования.

«Российский рынок видеоигр продолжает расти и развиваться. Это свидетельствует о том, что игры становятся все более популярными среди широкой аудитории пользователей», – прокомментировала «Ведомостям» Юсова.

В 2021 г. аналитики маркетплейса игр My.Games (принадлежит LETA Capital) оценивали российский рынок видеоигр в 177,4 млрд руб., а PwC – в 158,4 млрд руб.

Оценки затрат в 135 млрд и167 млрд руб. реалистичны, подтверждают основатель Watt Studio Егор Томский и независимый эксперт Александр Кузьменко. По словам последнего, сейчас в стране не менее 30–40 млн человек, которых можно назвать геймерами, и тратят они на игры от 20–30 часов в месяц. По словам операционного директора игры «Мир танков» компании Lesta Games Бориса Синицкого, объем рынка снизился по сравнению с 2021 г., но выше 2022 г. и к концу 2023 г. составит около 100 млрд руб., при этом еще 20–30 млрд руб. будет приходиться на серую зону. Рынок покупки игрового контента в рублях точно не упал, считает руководитель Организации развития видеоигровой индустрии Василий Овчинников, и он «однозначно будет расти».

Сильной просадки рынка не произошло из-за активной деятельности посредников, которые занимаются перепродажей игр, отмечают авторы исследования. По оценке XYZ School, треть (34%) геймеров комбинируют покупки игр через официальные каналы и посредников, а каждый десятый (9%) использует только посредников.

На февраль 2022 г. порядка 90% российского рынка видеоигр приходилось на крупных зарубежных игроков, включая Steam, Xbox и т. п., пояснял «Ведомостям» изменения рынка в прошлом году Кузьменко. Кроме того, ушедшие из России крупнейшие игровые студии, в частности Electronic Arts, Microsoft, RockStar Games и Activision, закрыли пользователям доступ к контенту. Из-за ухода крупных международных издателей с российского рынка геймеры стали активно пользоваться пиратскими версиями игр, писали «Ведомости» в июле. В 2022 г. две трети (69%) российских пользователей играли хотя бы в одну пиратскую копию, а 51% игроков стали пиратить чаще, чем делали это в 2021 г.

Сейчас же, отмечает Кузьменко, очень много направлений индустрии видеоигр находятся полностью в серой зоне, но речь не идет о пиратстве: люди продолжают платить за чужую интеллектуальную собственность, только покупают «в обход официальной кассы».

«Мы не можем примерно оценить серый импорт игр для консолей, а это огромный сегмент. Игры продаются либо через перекупщиков, либо через зарубежный аккаунт. Игрокам из России особенно нравится ценовая политика цифровых магазинов из Турции или Аргентины. Это десятки миллионов рублей, но их практически невозможно посчитать. Игр, которые поступают в Россию по неофициальным каналам, сейчас никак не меньше, чем тех, которые покупаются официально», – говорит Кузьменко.

Сейчас серый рынок растет, подтверждает Томский: «Сайты поняли, как работать в условиях блокировки российских карт, как привлекать игроков и удерживать их. Плюс, конечно, все игроки ищут возможность сэкономить».

По словам Кузьменко, в 2022 г. ситуация с недоступностью игр в России наложилась на общий кризис в игровой индустрии: рынок рос, но в сером секторе. В 2023 г. рынок гейминга вновь стал расти. «Понятно, что темпов по +80–100% роста в год, как это было 10 лет назад, уже не будет, но прошлый год был первым кризисным в игровой индустрии с середины восьмидесятых. Индустрия быстро отыгрывает свои позиции, так что умеренного роста точно стоит ждать», – добавил эксперт.

Представленные цифры в целом отражают реальность, однако общий объем рынка потребления видеоигр в России по итогам 2023-го будет выше, считает сооснователь студии Vengeance Games Константин Сахнов. По его оценкам, даже с учетом изменившегося курса доллара «мы получим цифры более 167 млрд руб.», а в случае отсутствия новых непредвиденных событий потребление игр в России будет расти на 6–8% год к году.