Операторов связи начали штрафовать за неподключение к «Антифроду»

Компаниям начали направлять уведомления о правонарушениях
Максим Стулов / Ведомости

Роскомнадзор (РКН) направил 400 операторам связи из Москвы и Московской области уведомление об административном правонарушении (ч. 3 ст. 13.2.1 КоАП РФ) за несвоевременное подключение к системе «Антифрод». Об этом «Ведомостям» сообщил президент Ассоциации малых операторов России (АМОР) Дмитрий Галушко, направление уведомлений подтвердил представитель регулятора. Конкретных операторов, получивших уведомления, ни Галушко, ни представитель РКН не назвали.

Система «Антифрод» была запущена в декабре 2022 г., сообщали «Ведомости». Она блокирует мошеннические звонки с подменных номеров. Как уточняла в июне 2023 г. пресс-служба Роскомнадзора, за время своей работы она предотвратила 263,3 млн мошеннических звонков с подменных номеров. В мае количество таких звонков снизилось на 18% по сравнению с апрелем и составило 58 млн.

По словам представителя Роскомнадзора, ведомство создавало систему «Антифрод» для того, чтобы ограничить пропуск неверифицированных звонков, предотвратить установление соединений с подменой телефонного номера и выявить операторов связи, допустивших такие нарушения. Он подчеркнул, что главное условие для эффективной работы системы – подключение к ней всех операторов.

«В связи с неподключением в указанный срок операторов к системе ведомство начало направлять приглашения на составление административных протоколов. Они будут составляться в отношении операторов, не подключившихся в установленные сроки», – рассказал представитель регулятора.

В июне пресс-служба Роскомнадзора сообщала, что к «Антифроду» уже подключилась большая четверка телекомоператоров («Билайн», «Мегафон», МТС, Tele2), а до марта 2024 г. к ней подключатся все операторы связи. Оператор подключается к системе бесплатно, но за нарушение сроков по подключению (ч. 3 ст. 13.2.1. КоАП РФ) предусмотрен штраф от 600 000 до 1 млн руб., уточнял представитель ведомства.

В сентябре РКН сообщил в своем Telegram-канале, что направил уведомление о необходимости подключения «всем операторам». «Проблема будет решена только тогда, когда все операторы связи начнут верифицировать вызовы, подключившись к системе. Сделать это нужно до конца февраля 2024 г.», – говорилось в сообщении.

Роскомнадзор направил 1351 оператору связи уведомление о необходимости в установленные сроки пройти процедуру подключения к «Антифроду», уточнил представитель регулятора в ответ на запрос «Ведомостей». При этом операторы «большой четверки» уже полноценно работают с системой, уточнил он.

В соответствии с законом оператор обязан в течение четырех месяцев с момента получения письма от регулятора направить в ГРЧЦ (ФГУП «Государственный радиочастотный центр», подведомственный РКН) уведомление о готовности узлов верификации к эксплуатации, подчеркивает Галушко. На подключение к системе операторам дается 224 дня с момента получения уведомлений, сообщал директор подведомственного Роскомнадзору Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования (ЦМУ ССОП) Сергей Хуторцев в марте.

Таким образом, сейчас уведомления о штрафах стали получать лишь те операторы, которые получили требование о необходимости подключения более семи месяцев назад.

Для операторов бесплатно только подключение к системе, уточнил аналитик Telegram-канала @abloud62 Алексей Бойко. За использование единой платформы верификации телефонных вызовов оператор должен платить. Но, по словам Бойко, проблема для малых операторов связана даже не с этим, а с тем, что для подключения оператору необходимо соответствующим образом модифицировать свою сеть, выполняя технические условия на подключение.

«Это требует инвестиций, а у некоторых из небольших операторов для этого вдобавок нет соответствующей технической экспертизы, – отмечает Бойко. – Кроме того, в России до сих пор есть операторы, эксплуатирующие устаревшее оборудование, что затрудняет их подключение к «Антифроду». Он отметил, что отсутствие собственного антифрод-решения, которое можно было бы подключать к платформе, – распространенная ситуация для небольших операторов.

Подключение даже всех операторов к платформе не решит проблему верификации звонков, она требует комплексного решения, добавляет гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Пока на российском рынке распространяется около 7,5 млн серых сим-карт ежегодно, проблема со звонками с подменных номеров решена не будет, резюмировал он.

«Ведомости» направили запрос операторам ЦФО «Телеконика Внет ТДС+», «Регион+», «Битрэйс» и «АВК Велком».