Правоту в суде все чаще доказывают с помощью заверенных скриншотов

Но пока такие цифровые артефакты используются в основном в столице
Евгений Разумный / Ведомости

В России в 2023 г. стали чаще использовать заверенные скриншоты интернет-страниц и онлайн-переписок в качестве легитимных доказательств в судебных разбирательствах. Это следует из отчета Федеральной нотариальной палаты, с которым ознакомились «Ведомости». Количество обращений к нотариусам для заверения скриншотов за прошлый год выросло на 8% до 28 100. Всего за последние десять лет (с 2013 по 2023 г.) россияне нотариально заверили 223 000 доказательств в цифровой среде.

В целом, 28 000 обращений к нотариусам за год для удостоверения цифровых фактов – это небольшая цифра в сравнении с общим количеством дел, обращает внимание адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и партнеры» Дмитрий Пашин. Это может быть связано с тем, что нотариальное заверение цифровых улик в регионах, как правило, не делают, поскольку это достаточно дорогостоящая услуга, свойственная больше участникам судебных тяжб в столице.

По данным Федеральной палаты адвокатов РФ, российские суды за первое полугодие 2023 г. рассмотрели почти 580 000 уголовных, 13,07 млн гражданских и 748 012 административных дел.

Цифровые доказательства не обязательно заверять у нотариуса, отмечает Пашин. Если ни одна из сторон не возражает (например, спор не о факте самой переписки, а о трактовке ее отдельных положений), то можно продемонстрировать суду переписку с телефона прямо на заседании суда или предоставить доступ к своему почтовому ящику. Противоположная сторона может пожелать скрывать такие цифровые доказательства (удалять письма, сообщения, изменять содержимое сайта и т. д.) и на этот случай потребуются подтверждения, заверенные нотариусом, подчеркивает адвокат.

Зачастую люди отправляются в суд с «самодельными» скриншотами, обращает внимание представитель Федеральной нотариальной палаты. Нотариальная печать на скриншотах гарантирует доверие суда к такого рода доказательствам, поясняет он.

Нотариальная фиксация такой информации может быть принята судами в качестве одного из доказательств по делу в случае, когда в деловой переписке контрагент в сообщении соглашается на заключение договора, а потом отказывается его выполнять, приводит пример Пашин.

Часто с помощью нотариуса люди фиксируют угрозы в свой адрес, чтобы защититься от шантажа, клеветы, буллинга, добавляет юрист, президент АНО «Стационарозамещающие технологии» Вадим Ткаченко. Юрлица и индивидуальные предприниматели часто обращаются к нотариусу для защиты деловой репутации, когда нужно зафиксировать недостоверную информацию в электронных СМИ или в комментариях в соцсетях либо доказать незаконное использование логотипа компании, приводит примеры он. Нередко обеспечение доказательств требуется и для решения брачно-семейных конфликтов, при которых вовремя составленный протокол помогает установить, например, факт оскорблений или уклонения от исполнения родительских обязанностей, отмечает Ткаченко.

Сложностей с заверением обычно не возникает, но это может потребовать много времени, отмечает руководитель «Центра правопорядка в Москве и Московской области» юрист Александр Хаминский. Нотариус составляет протокол осмотра электронного устройства – смартфона, компьютера или ноутбука. В обязательном порядке указывается название и серийный номер гаджета и установленной на нем операционной системы. Затем прописываются названия почтовых программ, мессенджеров, названий приложений социальных сетей или данные браузера, если вход производится через web-интерфейс, перечисляет он. Также в протоколе нотариус указывает отправителя и получателя сообщений, а после делает скриншоты.

На финальной стадии протокол распечатывается, сшивается и заверяется печатью и подписью нотариуса. Один экземпляр выдается на руки заявителю, второй хранится в делах нотариуса, объясняет Хаминский.

Иногда возникает необходимость использовать специальные программы, отмечает Ткаченко. Также при обеспечении доказательств нотариус может привлекать профильных специалистов для получения консультаций или оказания технической помощи. Сложности могут возникнуть и с технически сложным доступом, например, к запрещенным соцсетям или к страницам из серой зоны интернета (даркнета), обращает внимание партнер практики коммерческих споров «МЭФ Legal» Римма Малинская. По одному патентному спору нотариус осматривал чертежи изделия, размещенные на файлообменном сервисе и в электронной почте в специализированной программе «Компас», для работы в которой пришлось привлечь специалиста, приводит пример партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель.

Виртуализация гражданского оборота приведет к росту спорных ситуаций в цифровом пространстве и поиску юридически значимых доказательств в суде, говорит управляющий партнер юридической фирмы «Вестсайд» Сергей Водолагин. «Нотариально заверенные страницы в интернете скоро превратятся в «царицу доказательств», – согласен Хаминский.