В России на треть подскочил спрос на умные колонки

Эксперты ожидают дальнейшего роста сегмента на фоне развития нейросетей
Модельный ряд умных колонок расширился и теперь покрывает ценовые сегменты от 5000 до 45 000 руб./ Ведомости

Продажи умных колонок на российском рынке впервые за квартал превысили 1 млн шт. В I квартале 2024 г. в количественном выражении продажи гаджетов выросли на треть (33,3%) до 1,2 млн шт., следует из статистики «М.видео-Эльдорадо».

По данным компании «Платформа ОФД», число покупок умных колонок в I квартале 2024 г. по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. выросло на 24%, а средний чек – на 8% и достиг 7501 руб. По данным директора по продуктам на данных компании «Платформа ОФД» Дмитрия Батюшенкова, на рынке лидируют устройства «Яндекса» (более 70%), следом идут VK и «Сбер» (по 7–10%).

Рост подтверждают в IТ-холдинге Fplus: по статистике компании, продажи умных колонок увеличились на 30%. Лидером сегмента остался «Яндекс» с долей 83,2% рынка, далее идут VK (6%) и «Сбер» (5,2%), подсчитали эксперты Fplus.

В «Мегамаркете» зафиксировали 10-кратный рост спроса на умные колонки за первые три месяца 2024 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным «Ситилинка», продажи умных колонок в денежном выражении выросли в 3,5 раза, а в штучном – в 2,5 раза, сообщил представитель компании. В январе – марте 2024 г. штучные и денежные продажи умных колонок на маркетплейсе Ozon выросли на 56 и 76% соответственно по сравнению с тремя месяцами прошлого года. Средний чек в данной категории увеличился на 15%, уточнил представитель маркетплейса. В сети restore продажи выросли на 20–30%.

Лидером в категории умных колонок по-прежнему остается «Яндекс» и за год компании удалось нарастить долю в категории, число заказов выросло в 2,7 раза, подтверждает представитель «Ситилинка». Остальные колонки роста не показали, добавил он. В розничной сети restore наиболее популярными оказались гаджеты от Apple и новые модели «Яндекса».

Интерес к умным колонкам продолжает расти, так как все больше людей хотят сделать свой дом технологичнее и используют виртуальных ассистентов, рассказал изданию представитель «Яндекса». «Ведомости» направили запросы в VK и «Сбер».

«Продолжающийся рост продаж умных колонок мы объясняем тем, что российские производители представляют довольно обширные модельные линейки на любой вкус и с разнообразным ценовым предложением», – отмечает руководитель департамента «Телеком и гаджеты» сети группы «М.видео-Эльдорадо» Сергей Уваров. По мнению представителя «Ситилинка», высокий интерес к умным колонкам объясняется совершенствованием технологий распознавания голоса и генерацией ответов, а также упрощением процесса интеграции виртуальных ассистентов в повседневную жизнь. Интерес к умным колонкам продиктован трендом на «интеллектуализацию» своего быта, которая больше характерна для молодежи, согласен директор сети техники и электроники restore Расим Лемберанский.

«Основной привлекательной составляющей современных умных колонок стала их интеграция с другими умными устройствами в доме, такими как лампы, розетки и другие гаджеты системы «умный дом», – продолжает Батюшенков. – Многие приобретают сразу несколько таких устройств в разные комнаты: для себя, для детей, для использования на кухне и т. д. по аналогии с настенными и настольными часами для каждой комнаты».

«Умные колонки – ключевые устройства для экосистемы умного дома, – поясняет главный редактор Ferra.ru (входит в медиахолдинг Rambler & Co) Евгений Харитонов. – Были попытки перенести эту ключевую роль в телевизоры, но россияне в предпочтениях по телевизорам непостоянны – рынок Smart TV переполнен брендами, и покупатели легко переходят с российских форков Android TV («Салют ТВ», «Яндекс ТВ» и др.) на Android TV с Google-сервисами и обратно». А умные колонки – более устоявшиеся устройства, поэтому умные лампочки, датчики и другое «навесное оборудование» выстраивают именно с оглядкой на ту или иную экосистему в умных колонках, считает эксперт.

Более 34 млрд руб.

составил рынок умных колонок с голосовыми ассистентами в 2023 г., по данным «М.видео-Эльдорадо». В количественном выражении он достигал рекордной отметки в 4,3 млн шт.

Модельный ряд умных колонок расширился и теперь покрывает ценовые сегменты от 5000 до 45 000 руб., продолжает Харитонов. «По мощности обычные колонки по-прежнему превосходят умные при равной цене, но продажи формируют бюджетные устройства, а у бюджетных «глупых» колонок от малоизвестных производителей количество заявленных ватт часто не соответствует реальным, а качество звука ниже, чем у проверенных устройств от «Яндекса», «Сбера» или Mail.ru», – отмечает он.

В 2023 г. рынок умных колонок с голосовыми ассистентами в количественном выражении достигал рекордной отметки в 4,3 млн шт., в то время как в деньгах продажи этих устройств составили чуть более 34 млрд руб., свидетельствуют данные «М.видео-Эльдорадо». По прогнозам представителя «Ситилинка», в 2024 г. рост рынка умных колонок сохранится на уровне 50–60%, а главным драйвером будут умные колонки от «Яндекса». С появлением новых функций у нейросетей спрос на покупки умных колонок в этом году может увеличиться еще на 50% по сравнению с 2023 г., полагает Лемберанский.

В Ozon ожидают более сдержанных цифр роста – на уровне 20% год к году, поделился прогнозами представитель. Пиковый спрос придется на праздничные дни, когда продажи умных колонок традиционно растут, а компании проводят акции, например дают скидки, бесплатные подписки для привлечения новых покупателей, ожидает бизнес-аналитик Fplus Артур Махлаюк.

Рынок продолжит расти вместе с ростом проникновения подписок на сервисы среди жителей РФ, считает Харитонов. «Пока подписками пользуется 60% россиян, а популярность систем умного дома в России все еще находится в зачаточном состоянии, потенциал роста популярности умных колонок далек от исчерпания, – продолжает эксперт. – По крайней мере, до конца 2024 г. спада продаж не предвидится».