Кевин Систром: «Instagram стал нашим ребенком»

Продав Марку Цукербергу мобильный фотосервис за $1 млрд, Кевин Систром договорился, что будет самостоятельно управлять им
Основатель и генеральный директор Instagram Кевин Систром/ Larry Busacca/ GETTY IMAGES / AFP

На дворе лето 2005 г. Марк Цукерберг приглашает знакомого студента, Кевина Систрома, пообедать и предлагает заняться разработкой фотосервиса для его соцсети. Согласись тот – мог бы стать миллиардером. Но Систром отказывается. «Идея работать на стартап ради больших денег никогда меня не привлекала. Я хотел окончить обучение в Стэнфорде, – объяснял он Forbes. – Задним-то числом я понимаю, что это была бы отличная сделка. Но никогда не знаешь, как дело обернется». Проходит год. Чтобы иметь карманные деньги, Систром подрабатывает бариста в Caffé del Doge в Пало-Альто. Порой туда заглядывает выпить чашечку кофе Цукерберг. Facebook в то время оценивался более чем в $500 млн. А Систром все еще разливал капучино. Проходит еще шесть лет, и Цукерберг покупает стартап Систрома, Instagram, за $1 млрд. Сейчас его состояние Celebrity Net Worth оценивает в $800 млн. Зато эти деньги он заработал сам.

Шутник

Систром родился 30 декабря 1983 г. в элитном пригороде г. Холлистона, штат Массачусетс. Интерес к технологиям и стартапам у него наследственный. Его мама принимала участие в создании одного из крупнейших в мире сайтов по поиску работы и персонала Monster.com, а потом перешла в Zipcar. Семья далеко не бедная, отец – вице-президент по персоналу ритейлера розничной торговли модной одежды и товаров для дома TJX Companies.

Как рассказывал отец Систрома изданию MetroWest Daily News, больше всего сыну нравилось программирование и математика. А еще история искусства и фотография.

Технологиями он увлекся еще в детстве. В 12 лет подшучивал над друзьями, дистанционно перехватывая управление курсором или разрывая соединение с интернетом. Кто-то нажаловался провайдеру AOL, началось внутреннее расследование, в итоге дом Систромов отключили от интернета. Пришлось отцу делать сыну внушение и улаживать ситуацию с провайдером.

Систром, рост которого почти два метра, в старших классах занимался в секции по бегу. Тренер Фил Райан вспоминает на страницах ресурса MetroWest Daily News: «Систром никогда не опаздывал на занятия. И был супер-супердружелюбным».

В 10-м классе Систром перешел из школы Холлистона в одну из самых дорогих школ мира – Школу Миддлсекс в городе Конкорде (тоже Массачусетс), но по-прежнему навещал команду по бегу, когда приезжал к родителям.

В 2002 г. школа окончена, и Систром поступает в Стэнфорд.

Как он не стал дипломированным программистом

Вопроса, какую специализацию выбрать, не встает. Систром начинает изучать информатику и записывается на курс для продвинутых программистов. Увы, он оказался слишком сложен. Только на этот курс уходило по 40 часов в неделю, вспоминал Систром в интервью Forbes, а были еще и другие предметы: «Курс мне нравился, но я задумался: может, не нужно становиться программистом». Он переводится на другой факультет и заканчивает вуз с дипломом в области менеджмента и инженерного дела.

Но программирование не бросает и печет сайты один за другим. Делает подобие онлайн-ярмарки Craigslist для Стэнфорда, интернет-радиостанцию, сайт Photobox для своего студенческого братства, чтобы обмениваться фотографиями с вечеринки в пивном баре.

Другое увлечение Систрома – фотография. В каникулы он отправляется повышать мастерство во Флоренцию с дорогой «зеркалкой». Которую преподаватель курсов немедленно отбирает и выдает вместо этого Holga. Эти дешевые фотоаппараты прославились своими побочными эффектами – из-за низкого качества комплектующих снимки могут получиться размытыми, нечеткими, пересвеченными, с виньетированием по краям. Из-за этого у марки много фанатов, считающих такие неожиданности интересными художественными эффектами. Похожие на ретроснимки фотографии покоряют сердце Систрома.

Мир стартапов

Еще будучи во Флоренции, Систром записывается на Mayfield Fellows Program Стэнфорда. В течение девяти месяцев 12 студентов сначала изучают основы предпринимательства, а потом отправляются на практику в различные стартапы, где их наставниками выступают известные бизнесмены. Там Систром учится фандрайзингу, структурированию сделок, наблюдает, как стартаперы продвигают свои идеи и нанимают работников. Практику Систром проходит в Odeo – компании Эвана Вильямса, сооснователя Twitter, а работает на пару с молодым программистом Джеком Дорси, который позже и разработает Twitter.

Систром и Дорси, сейчас миллиардер, подружились. Позже Дорси поможет раскрутить Instagram: когда приложение появится в AppStore, Дорси станет обрабатывать с его помощью фотографии и постить их в свой раскрученный аккаунт в Twitter.

В 2006 г. Систром получает диплом. Служба занятости Стэнфорда готова устроить его в Microsoft с шестизначным окладом, но он выбирает Google с $60 000 в год, пишет Forbes. Казалось бы, это работа мечты – устрицы на завтрак, тимбилдинг в Бразилии... Но Систром работает маркетологом, а он терпеть не может писать рекламные тексты для Gmail и Google Calendar. Он пытается стать разработчиком, но для этого требуется диплом программиста. Тогда Систром переходит в подразделение корпоративного развития и занимается дисконтированием денежных потоков. Это дает ему понимание, как совершаются сделки в технологическом секторе.

Почти бурбон

Систрому не хватает атмосферы стартапов, которую он распробовал на практике в Odeo. Вытерпев два года в Google, Систром переходит на работу в Nextstop. Этот стартап делает сайт, на котором туристы делятся друг с другом рекомендациями об интересных местах в том или ином городе. Проект, запущенный в начале 2009 г., в сентябре 2010 г. купит Facebook.

В Nextstop Систром оттачивает свое программистское мастерство и среди прочего работает над созданием программного обеспечения для фотоконкурсов и социальных игр, во время которых нужно делать фотографии в разных локациях. В конце концов у Систрома выкристаллизовывается идея. Он хочет сделать свой сайт, где можно публиковать фотографии, чекиниться и играть в социальные игры. Как он позже писал на Quora (социальный сервис по обмену знаниями, пользователи которого задают вопросы и отвечают на них) – он решил скрестить Foursquare с онлайн-игрой Mafia Wars, где нужно выполнять задания, создав онлайн-банду с друзьями.

Название он выбирает созвучное одному из любимых напитков – Burbn. По вечерам и выходным он пишет прототип, а потом и вовсе бросает работу ради своего проекта. Ведь на встрече с венчурными капиталистами в Madrone Art Bar Систрому удается заинтересовать своей идеей бизнес-ангела Стива Андерсона, который выписывает чек на $250 000. Столько же дает ему и фонд Andreessen Horowitz, но почему-то выдвигает условие: Систром не должен работать в одиночку, ему нужно найти сооснователя.

Перегруженный проект

Систром работает то в маленькой квартире с одной спальней в Сан-Франциско, то в соседнем кафе, где вскоре знакомится с Майком Кригером. Тот на два года младше, тоже выпускник Стэнфорда, тоже участник Mayfield Fellows Program, только потока другого года, работал в Microsoft, а сейчас трудится в команде мессенджера Meebo (в 2012 г. был продан Google и закрыт). «Я не испытывал особого энтузиазма в отношении геолокационных проектов, но Burbn стал первым из них, который мне понравился», – цитирует Кригера Forbes. Через месяц Систром уговаривает его вместе работать над стартапом в свободное время, а через пару недель и вовсе убеждает бросить Meebo. Правда, из-за этого бразильцу Кригеру придется три месяца потратить на получение рабочей визы в США.

В Burbn можно было делать множество вещей, рассказывал Систром на Quora – чекиниться в разных местах, договариваться с друзьями о походах и поездках, зарабатывать очки за тусовки с товарищами, постить фотографии. Но на рынке царит Foursquare, конкурировать с которым вряд ли возможно. К тому же Burbn оказывается слишком перегружен функционалом – людям он не понравится, прикидывает Систром. Компаньоны решают, что их будут отличать две вещи. Во-первых, нужно сфокусироваться на чем-то одном – например, фотошеринге. Во-вторых, делать не сайт, а сразу же приложения для смартфона. На рынок летом 2010 г. как раз выходит iPhone 4, люди сходят по нему с ума.

Новый прототип создается где-то за неделю и называется Codename. По сути это фотоаппарат для iPhone с возможностью делиться снимками с друзьями и комментировать их. Выглядит и работает приложение просто отвратно, пишет Forbes. Сил переписывать его у компаньонов нет. Так что Систром и Кригер берут старый, перегруженный прототип Burbn, вырезают оттуда все, кроме возможности фотографировать, делиться фото с друзьями, комментировать и ставить лайки. Но такое приложение сгинуло бы в безвестности, если бы не девушка Систрома.

Нога в шлепанце

В последний день октября 2015 г. Систром женился. Церемония для 180 гостей была стилизована под бал-маскарад, пишет Vogue. С Николь Шутц Систром познакомился еще в Стэнфорде. Сейчас она – основатель и гендиректор фирмы Sutro, инвестирующей в технологии возобновляемой энергии. Но в историю вошла скорее благодаря первой фотографии в Instagram. На ней снята собака и чья-то нога в шлепанце. Это как раз нога Шутц. Потом она сокрушалась: знала бы, чем дело обернется, надела бы красивые туфли, пишет журнал Elle.

–Летом 2010 г. Шутц натолкнула Систрома на мысль, которая сделала его стартап хитом. К тому времени Систром и Кригер поняли, что у них кризис идей, и сделали недельный перерыв на отдых. Систром снял недорогое жилье в мексиканском Тодос-Сантосе и уехал туда с Николь. Во время одной из прогулок она пожаловалась, что сделанные на ее новеньком iPhone 4 снимки стыдно кому-то показывать, камера в смартфоне не из лучших, пишет The Guardian. А вот ее другу удается получать хорошие фотографии – интересно, как? «Он обрабатывает их фильтрами перед тем, как выложить», – отвечает Систром – и тут его осеняет... Он запасается пивом и с головой уходит в работу, программируя то, что позже стало первым фильтром Instagram под названием X-Pro II.

Они с Кригером делают все новые и новые фильтры, вроде Hefe (от немецкого слова Hefeweizen, означающего нефильтрованное пшеничное пиво; его Систром пил, пока писал код) или «Тостер» (такая кличка была у лабрадудля, т. е. помеси лабрадора с пуделем, принадлежавшего создателю новостного социального сайта Digg Кевина Роуза), пишет Forbes. Всего было сделано около 30 фильтров, из них в приложение вошло 11, рассказывал Систром на Quora.

Приложение решено переименовать. Систром писал в Quora, что одним из вариантов было Camera-y: «Но хотелось, чтобы название означало «что-то прямо здесь и сейчас» и «запись событий из жизни». В итоге скрестили слова «моментальная фотография» и «телеграмма», получилось Instagram. Кригер как-то подсчитал, что на его создание у них ушло восемь недель. Но Систром советует приплюсовать к этому сроку время, которое он потратил на прототипы.

Взлет ракетой

Instagram дают на тестирование сотне знакомых, а в полночь 6 октября 2010 г. выкладывают в AppStore. Так как знакомые в своих раскрученных аккаунтах в соцсетях уже разрекламировали приложение, с шести утра 6 октября на сайтах вроде TechCrunch и Bits Blog появляются отзывы про новинку. Количество скачиваний растет лавинообразно. В два часа ночи сервер рушится под наплывом посетителей. Систром и Кригер не спят сутки подряд, поднимая сервер и не давая ему снова упасть. За сутки у Instagram появляется 25 000 пользователей. Через месяц у Instagram 1 млн юзеров. Через год – 10 млн. В декабре 2011 г. Apple назвала Instagram «приложением года для iPhone».

Доходное дело

Ежедневно в Instagram загружается свыше 80 млн фотографий. Сейчас у Instagram более 400 млн активных пользователей в месяц, а активных рекламодателей – более 200 000, пишет ресурс Market Realist. У Facebook это 1,5 млрд и 3 млн соответственно. То есть соотношение 1/2000 против 1/500. По данным eMarketer, в прошлом году доля Instagram в чистой выручке от мобильной рекламы Facebook составила 5%, в этом должна вырасти до 9,5%, а в 2017 г. достичь 14%. По оценке eMarketer, в прошлом году сервис получил от рекламы $600 млн, а в 2017 г. заработает $2,8 млрд. 75% пользователей приложения живут за пределами США. Но американцы приносят ему основные доходы. По данным eMarketer, в прошлом году реклама для США дала 95% поступлений, в этом ожидается 92%, а в 2017 г. – 85%. Аудитория Instagram очень притягательна для рекламодателей – это обеспеченная молодежь. К тому же компания предлагает все новые форматы. В 2013 г. появилась возможность загружать 15-секундные видеоролики, в т. ч. рекламного характера. В марте этого года Instagram сообщил об увеличении длительности роликов до 1 минуты. В 2015 г. для страниц брендов появились кнопки вроде «Купить сейчас», «Установить сейчас» или «Узнать больше» (т. е. перейти на сайт рекламодателя). Вместо одной фотографии теперь можно вывесить фотогалерею, которая пролистывается пальцем. Рекламодатели могут выбирать целевую аудиторию по полу, возрасту, стране и т. д. Также рекламные объявления проходят премодерацию, чтобы не раздражать пользователейпишет Market Realist. Если объявление выглядит слишком навязчиво или может оказаться обманом, его отклонят.

«Он стал нашим ребенком. Не дает спать по ночам и будит утром», – посмеивается Систром. Как-то во время интервью основателей стартапа с журналистом Forbes Кригер запостил фотографию и вдруг заметил, что у нее нет ни одного лайка. При 177 000 френдах этого быть просто не могло. Тут же интервью прервалось, на столе появился ноутбук, Кригер и Систром полезли рыться в коде и по чату Facebook подняли на ноги команду инженеров. Через несколько минут баг был найден и исправлен. Правила компании требовали, чтобы у всех работников (на момент, когда Facebook сделал приложение о покупке, их было 13, отмечает The Guardian) все время под рукой был ноутбук на случай подобных проблем. Кригер рассказывал, что как-то обедал в сельском ресторане – и тут ему позвонили, что сервер рухнул. Он обегал все окрестности, пытаясь найти место, где ловил бы мобильный интернет, и в конце концов устроился работать в курятнике.

Сдался Цукербергу

Стоимость Instagram растет стремительно. Во время первого раунда финансирования в феврале 2011 г. его оценивают в $25 млн, сервис привлекает $7 млн. В четверг, 5 апреля 2012 г., объявляются итоги второго раунда финансирования. Инвесторы вроде Greylock, Sequoia и Thrive Capital вложили $50 млн, исходя из оценки компании в $500 млн. В субботу Цукерберг приглашает Систрома к себе домой в Пало-Альто и предлагает продать Instagram за $1 млрд, в том числе $300 млн наличными, остальное – акциями Facebook. В понедельник объявлено о согласии на сделку. Таким образом за несколько дней вложения инвесторов второго раунда подорожали ровно вдвое.

Систром, владевший 40% своего стартапа, стал мультимиллионером с состоянием $400 млн. При этом остался генеральным директором и выговорил себе право быть независимым от Facebook – Цукерберг публично пообещал, что любые решения по Instagram Систром будет принимать самостоятельно. Кригер владел примерно 10% акций и получил около $100 млн. Еще около $100 млн было распределено среди 13 штатных сотрудников сервиса в зависимости от стажа работы, пишет Wired. Andreessen Horowitz и Baseline Ventures Стива Андерсона, имеющие по 10% акций, получили по $100 млн (напомним, что они вложили по $250 000).

Старый BMW и новый костюм

Богатство не особенно изменило жизнь Систрома. Через несколько месяцев после сделки он по-прежнему водил 10-летний BMW, купленный еще во время работы в Google, и не собирался съезжать из своей небольшой квартиры. У встроенного навигатора сломался модуль GPS, мультимиллионер колесил по Сан-Франциско и никак не мог попасть на день рождения собственного подчиненного. «Остаться в здравом уме можно, только если не заострять внимание на деньгах, – объяснял он своим пассажирам, в числе которых оказался журналист Forbes. – Иначе в долгосрочной перспективе можно сойти с ума».

Не очень много внимания Систром уделял и обстановке. Так, переговорная Instagram до мая 2014 г. представляла собой комнату с серым ковролином, белым пластиковым столом и черными стульями. Все изменил визит Альберта Гора. Бывший вице-президент презрительно поинтересовался: впрямь ли это переговорная приложения для красивых фотографий, пишет The Guardian. Чуть ли не на следующий день Систром вызвал знакомого дизайнера, преобразившего помещение.

К чему Систром неравнодушен, так это к одежде. Вместо водолазок и джинсов он обычно носит костюм.

Об увлечениях Систрома можно составить полное впечатление по его Instagram, продолжает The Guardian. Он ценит изысканную еду и посещает мастер-классы шеф-поваров, играет в гольф и катается на горных лыжах. Любимое место отдыха – озеро Тахо в Калифорнии. Любимые инстаграммеры – @symmetrybreakfast, где публикуются снимки симметрично расположенных блюд, @everydayafrica – фотоотчет с черного континента и @petesouza – блог официального фотографа Белого дома.