Джеймс Мердок: Газеты станут называть меня «затворник»

Джеймс Мердок, которого считали наследником бизнеса отца, может уйти на работу к конкуренту
Джеймс Мердок/ Bryan Bedder / Getty images

Сын Руперта Мердока – Джеймс оказался на переломном моменте своей карьеры. Два десятилетия он проработал на семейный бизнес и считался наследником империи отца. В 2015 г. Руперт Мердок передал Джеймсу пост гендиректора 21st Century Fox. За пару лет до этого магнат разделил свои активы, отдав в этот холдинг все, кроме газет. Те остались в News Corp.

Но теперь Руперт Мердок продает почти всю 21st Century Fox за $66 млрд (с учетом долга) компании Walt Disney. Оставит он только новостные и спортивные каналы, на основе которых будет создана новая компания. Займется ее развитием, видимо, другой сын Руперта Мердока – Лахлан, пишет FT.

У Джеймса есть все шансы перейти на работу из отцовской компании в Walt Disney. Один из возможных сценариев, по мнению FT, – он сменит гендиректора Walt Disney Боба Айгера, когда в 2021 г. истечет его контракт. Сам Айгер о будущем Мердока-младшего высказался туманно: «Он необходим, чтобы помочь нам интегрировать [купленные] компании в ближайшие месяцы. После этого мы продолжим обсуждение, найдется для него дело или нет».

FT отмечает, что у Джеймса есть и другие интересы, кроме телевидения. Недавно он вошел в совет директоров Tesla, а в этом году принялся застраивать обширное владение в канадской глуши с собственным водо- и энергоснабжением от солнечных батарей. Его знакомые в шутку называют этот проект «дом для конца света». Сейчас Джеймс с женой Кэтрин и тремя детьми живут в Нью-Йорке.

Интрига в том, можно ли его считать наследником Мердока и можно ли вообще говорить о наследовании бизнес-империи. Что заставляло Руперта Мердока рисковать, так это желание построить бизнес-империю, которую он сможет передать одному из детей, пишет FT. Знакомый Мердока-старшего Эндрю Нейл, бывший редактор Sunday Times (входит в News Corp), уверяет, что мечте пришел конец: свидетельство тому – согласие продать часть бизнеса Disney. Как говорил The Guardian Нейл: «News Corp – творение одного человека и, скорее всего, умрет вместе с ним».

Разошлись во взглядах

Главной наследницей Мердока долгое время считалась его дочь Элизабет. В 2011 г. она продала основанную ею телекомпанию Shine за 415 млн фунтов отцовской News Corp и стала работать на семейный бизнес. Но в 2011 г. разгорелся скандал вокруг прослушки телефонов журналистами одного из таблоидов семьи, News of The World. Мердок-старший и Джеймс выступили единым фронтом, а вот Элизабет посчитала их попытки отстоять журналистов ошибкой. В результате скандала News of The World была закрыта. Элизабет сейчас не имеет отношения ни к одной из компаний Мердока, возглавляет медиастартап Vertical Networks и занимается благотворительностью, рассказывает FT.

Источники газеты отмечают, что разошелся во взглядах с отцом и Джеймс. Особенно ярко это проявилось после избрания Трампа. Мердок-старший, судя по высказываниям принадлежащих ему телеканалов, не видит ничего особо возмутительного в словах американского президента о неонацистах в Шарлотсвилле или об отношении к женщинам. А вот Джеймс, как стало известно после утечки его личной переписки с друзьями, вовсю критиковал американского президента и пожертвовал $1 млн Антидиффамационной лиге, противостоящей антисемитизму.

Сам Джеймс не рассказывает о своих убеждениях. У него есть аккаунт в соцсетях, «но вы его не найдете», говорил он The Hollywood Reporter: «Мои политические взгляды – частное дело. Я никогда не говорю о них публично. Есть некоторые вещи, в которые я вовлечен (имелось в виду, что он сооснователь фонда Quadrivium, защищающего природные ресурсы, равные возможности и помогающего развитию науки, гражданского общества, детского здравоохранения, уточнял The Hollywood Reporter), но в конечном итоге моя работа и наша работа – поддерживать, создавать и развивать платформу, на которой существует разнообразие мнений».

Серьга в ухе

Джеймс – младший сын из трех детей Руперта Мердока и Анны Торв. Мердок был женат четыре раза, Джеймс – четвертый из шести его детей. Он родился 13 декабря 1972 г. в Лондоне. Но рос в Нью-Йорке, куда отец перебрался, чтобы управлять приобретенной в 1976 г. газетой The New York Post.

С детства Джеймс считался бунтарем. «Он был с обритой головой, с серьгой в ухе. Читал «Над пропастью во ржи» и надевал кеды Chuck Taylor», – вспоминал в газете FT первую встречу в школьном автобусе его одноклассник.

Работать в СМИ Джеймс начал в 15 лет, став стажером в сиднейской газете The Daily Mirror, которую его отец купил еще в 1958 г. К сожалению, самым читаемым материалом с его участием оказалась не статья его авторства. А заметка у конкурента, Sydney Morning Herald. Джеймса сфотографировали, пока тот спал на диване во время пресс-конференции, и сделали из этого броскую статью, вспоминает ВВС.

Возможно, с тех пор Джеймс не любит публичности. Когда в 2003 г. он приехал в Лондон, чтобы возглавить отцовскую компанию BSkyB, то созвал пиарщиков и поставил им задачу. «Показателем успеха вашей работы будет, если газеты станут называть меня «затворник Джеймс Мердок», – рассказывали источники The Guardian. Он не пьет и рано уходит с вечеринок домой, к детям. Зато встает тоже рано, чтобы успеть в спортзал, и обладает черным поясом по карате. Как и остальные Мердоки, он считает, что британцы с презрением относятся к его семье и ее финансовым успехам, в основе которых – бульварная пресса, говорил The Guardian бывший топ-менеджер News Corp. При этом у него были хорошие отношения с подчиненными, в том числе британскими. Как вспоминал один из них, Джеймс всегда был доступен для общения и работал на виду у остальных.

Чем Disney и Мердоки владеют в России

ООО «Уолт Дисней компани СНГ» владеет в России развлекательным телеканалом и онлайн-радиостанцией, занимается кино- и телепроизводством, кинопрокатом, лицензированием потребительских товаров (одежды, игрушек, канцтоваров и др.), издательским бизнесом, производством компьютерных и мобильных игр. Выручка компании в 2016 г. по РСБУ – 4,2 млрд руб., чистый убыток – 273,3 млн руб. Еще у Walt Disney Company есть совместное предприятие с Sony Pictures Entertainment, занимающееся прокатом кинофильмов на территории СНГ. Выручка ООО «Уолт Дисней студиос Сони пикчерс релизинг» в 2016 г. по РСБУ составила 6,6 млрд руб., чистая прибыль – 278 млн руб.
Замглавы ФАС Андрей Цыганов допустил, что покупка Walt Disney активов 21st Century Fox потребует согласования в России. «Они представлены на российском рынке, и это позволяет по крайней мере предполагать, что они должны получить согласие на сделку в нашей юрисдикции», – цитирует его «РИА Новости».
Дистрибуцией продукции киностудии 21st Century Fox в России занимается ООО «Двадцатый век Фокс СНГ». В 2016 г. оно получило 4,2 млрд руб. выручки и 86,6 млн руб. чистой прибыли (данные отчетности по РСБУ).
Официальный дистрибутор каналов Fox в России – ООО «Телком медиа». Российские версии телеканалов National Geographic, Nat Geo Wild, Fox, Fox Life, Baby TV распространяются через его дочерние компании, совокупная выручка которых в 2016 г. составила 1,5 млрд руб. Российские учредители появились у телеканалов в 2015 г., после того как законодательно было ограничено участие в СМИ иностранного капитала.

Провал интернета

Джеймс изучал историю и киноискусство в Гарварде. Рисовал для журнала The Harvard Lampoon комиксы Albrecht the Atypical Hun («Альберт – необычный варвар»). Красил волосы в разные цвета, делал пирсинг. Не закончив обучения, Джеймс с парой друзей начали собственное дело – их звукозаписывающая студия Rawkus Records располагалась между арабским ресторанчиком и интим-магазином в квартале Трайбека в Нижнем Манхэттене. Специализировалась она на хип-хопе и рэпе – основатели любили творчество Мос Дефа и Талиба Квели. До сих пор Джеймс фанат этих стилей, а его любимый композитор – начинавший с хип-хопа Лин-Мануэль Миранда, пишет FT.

Свои вкусы Джеймс описывал The Hollywood Reporter как «популистские»: «Я люблю [сериал] «Империя». Люблю [сериал «Несгибаемая] Кимми Шмидт». Люблю [фильм] «Марсианин». Люблю «Отель «Гранд Будапешт» – я люблю все, что делает Уэс Андерсон. В прошлом году мне понравился [фильм] «Афера по-американски» <...> Я смотрю экзотический европейский спорт <...> – вело- и автоспорт».

В 1998 г. Rawkus показала прибыль в $2,5 млн и была куплена отцовской News Corp. На первое время Джеймс обосновался в небольшой «дочке» холдинга Festival Records, занимающейся музыкой, а попутно продолжал рисовать комиксы – их публиковал американский журнал для мужчин Gear (выходил в 1998–2003 гг.). Он увлекался еще одним модным бизнесом – интернет-компаниями – и убеждал отца инвестировать в ряд проектов, рассказывает ВВС. Это оказалось не лучшей идеей. Еще возглавляя собственную студию звукозаписи, Джеймс настаивал, чтобы Мердок-старший участвовал в покупке дотком-компании Pointcast за $450 млн. Сделка не состоялась, а в 1999 г. владельцы просили за свою компанию уже более $7 млн.

В 1999 г. Мердоки приобрели 1,6% компании TheStreet.com, пишет The Guardian. Но когда лопнул пузырь доткома, инвестицию пришлось списать: если в мае 1999 г. за акцию давали $71, то через год – $6. К счастью, Мердоки не успели втянуться в дотком-бизнес и их потери оказались не очень большими, пишет ВВС, особенно по сравнению с AOL Time Warner или Disney.

Неудачно окончилась и другая инвестиция в современные технологии. В австралийскую телекоммуникационную компанию One.Tel Мердоки в конце прошлого века вложили 575 млн австралийских долларов. Ответственными за проект были братья Лахлан и Джеймс. Но в 2001 г. компания обанкротилась.

Гонконгский взлет

В 2000 г. в судьбе Джеймса произошло два важных изменения. Он женился и переехал в Гонконг – развивать азиатский проект спутникового вещания StarTV. На этой работе он наконец-то доказал всем, что может управлять крупными проектами. До него каждый год StarTV приносила убыток около 100 млн фунтов, рассказывает ВВС. Джеймс запустил новые каналы и программы (например, версию «Кто хочет стать миллионером» на хинди), заключил новые соглашения о дистрибуции в Индии, Китае и на Тайване. В 2002 г. StarTV уже показывала небольшую прибыль и устойчиво росла. Работавших в ее команде топ-менеджеров Джеймс поразил своим чутьем в маркетинге и умением вести переговоры с китайскими чиновниками. Возможно, сильно помог ему и отец, с которым они созванивались каждый день.

Вдохновленный успехами сына, Руперт Мердок в 2003 г. отозвал Джеймса в Лондон, чтобы поручить ему руководство телекомпанией BSkyB. Джеймс стал самым молодым гендиректором в истории компаний из FTSE 100, что вызвало недовольство акционеров, писала ВВС. Руперт Мердок приложил немало усилий, чтобы заверить всех: назначение сына объясняется его талантами, а не родственными связями. Но убедило скептиков не это, а рост бизнеса под его руководством.

В 2007 г. Джеймс поднялся на новую ступень. В тот год Руперт Мердок затеял громкую покупку – поглощение Dow Jones (DJ). Этому холдингу принадлежали The Wall Street Journal и ряд других газет, DJ Newswires, база данных Factiva, ряд сайтов финансовых новостей. Семья Бэнкрофт, контролирующая 64% голосующих акций DJ, в мае получила щедрое предложение – $5 млрд за их пакет, на 67% больше рыночных котировок. Несмотря на это, договориться удалось только в августе. Против Мердока активно выступали журналисты газет DJ, некоторые члены совета директоров и даже один из трастовых фондов, владеющий 9,1% акций DJ.

21st Century Fox, Inc.

Медиахолдинг
Основные акционеры (данные компании на 18 сентября 2017 г., голосующая доля): Руперт Мердок (38,9%), основатель хедж-фонда ValueAct Джеффри Уббен (6,7%).
Капитализация – $64,6 млрд.
Финансовые показатели (финансовый год, закончившийся 30 июня 2017 г.):
выручка – $28,5 млрд,
чистая прибыль – $3,2 млрд.

В 1979 г. Руперт Мердок консолидировал свои активы в News Corporation. В 2013 г. концерн был разделен на две публичные компании – Twenty-First Century Fox (унаследовала развлекательный бизнес) и News Corp. (к ней отошли издательские активы). Twenty-First Century Fox объединила активы в сфере телевидения, радио и кино, включая киностудию Twentieth Century Fox Film, телеканалы Fox News, Fox Sports, National Geographic (всего более 350 международных каналов), 50%-ную долю в Endemol Shine Group и 39,1% Sky. 14 декабря 2017 г. компания объявила о том, что договорилась с Walt Disney Company о продаже своих активов за $52,4 млрд.

Все они опасались за независимость редакционной политики. Руперт Мердок известен своим высказыванием, что не собирается утром узнавать, что написано в принадлежащих ему газетах.

В декабре 2007 г. Мердок-старший вплотную занялся активами DJ и провел перестановки в их руководстве. А Джеймс – всеми европейскими и азиатскими активами отца, став председателем и гендиректором News Corp. Europe and Asia.

В зону ответственности Джеймса среди прочих медиаактивов попал британский таблоид News of The World. Он же послужил причиной отставки в 2011 г. Как пишет ВВС, чтобы вывести из-под удара отцовский холдинг, Джеймс уволился и переехал из Лондона в Нью-Йорк на новую, только что созданную должность в News Corp. – заместителя операционного директора.

Из-за той истории у Джеймса противоположный имидж по обе стороны океана, подшучивает FT. Сам Джеймс соглашался на конференции Royal Television Society в сентябре этого года: «Ирония в том, что в США <...> уверены, что я убежденный либерал, активист-зеленый. А здесь [в Великобритании] я демон правого толка, который собирается «фоксифицировать» все и вся».

Три начальника

В 2013 г. Руперт Мердок разделил свои активы. Газеты остались в News Corp, а остальное отошло 21st Century Fox. В 2015 г. он решил отойти от управления этой компанией и передал пост гендиректора Джеймсу. Он ли на самом деле управляет компанией, поинтересовались в прошлом году журналисты The Hollywood Reporter. «Мой брат [Лахлан] – исполнительный председатель совета директоров, так что мы управляем вместе», – ответил Джеймс и добавил, что в управлении участвует и Мердок-старший. «Все подчиняются нам в равной степени. Мы принимаем решения вместе», – уточнил Лахлан.

В том интервью Джеймс предсказывал, что модель телебизнеса кардинально изменится – главным источником дохода для него станет подписка, а не телереклама: «Нынешнюю модель с рекламными перебивками <...> клиенты не будут терпеть. Но нельзя сказать, что я думаю, что все ограничится подпиской. Полагаю, вы увидите смешанную модель <...> Но традиционная концепция рекламы как формата, прерывающего программу <...> должна эволюционировать. Мы уже видим это в цифровой среде, где можем создавать новые рекламные продукты, которые не так сильно прерывают просмотр и дают меньшую рекламную нагрузку».

Мердок-старший согласен с ним. Этим, а не разочарованием в идее наследования медиахолдинга он и объясняет продажу 21st Century Fox. «Я вижу всю картину целиком», – говорил Руперт Мердок FT. Правила игры в отрасли меняются, новички из Кремниевой долины угрожают традиционным медиа, и пора от них избавляться. Реклама, констатировал Руперт, утекает в Facebook и Google, которые сотворят с традиционными СМИ то же самое, что Amazon – с обычными магазинами.