Газета
Газета
Телеграм
Телеграм
Россия и мирСеверо-ЗападЮг
  • / Политика
    Суд временно запретил Трампу размещать нацгвардию в Лос-Анджелесе
  •  / Страна
    Пятеро детей погибли при пожаре в Подмосковье
  • / Общество
    Лев на поводке: как слава Берберовых обернулась трагедией
  • / Политика
    Нетаньяху заявил о «значительных достижениях» Израиля после удара по Ирану
  • / Политика
    Генерал Вахиди назначен новым командующим КСИР
  • / Политика
    Силы ПВО РФ уничтожили 125 украинских дронов за ночь
  • / Политика
    В результате атаки Израиля погиб командующий КСИР Салами
  • / Общество
    Белые павлины, еноты и кенгуру: где живут животные-альбиносы
  • / Политика
    Палата представителей утвердила часть сокращений DOGE
  • / Технологии
    В работе Google и Spotify произошел сбой
  • / Политика
    В Подмосковье вернулись из плена российские военные
  • / Общество
    Пилот рейса Air India предупредил о потере тяги за несколько секунд до крушения
  • / Общество
    Квинси Промеса задержали в Дубае
  • / Политика
    Захарова указала главе МИД Украины, из-за чего бы огорчился «нормальный человек»
  • / Политика
    Трамп разочарован Россией и Украиной из-за отсутствия мирного соглашения
  • / Общество
    Как праздновали День России в регионах
  • / Политика
    Трамп заявил о стремлении избежать конфликта с Ираном
  • / Политика
    Путин: Россия создает войска беспилотных систем как отдельный род войск
  • / Политика
    Страны G7 опубликуют отдельные заявления по саммиту из-за разногласий
  • / Общество
    Яркие кадры с концерта на Красной площади в честь Дня России
  • / Экономика
    МВФ оценил решение ЦБ по снижению ключевой ставки
  • / Политика
    В пресс-службу Госдумы пришел бывший сотрудник секретариата Союзного государства
  • / Политика
    Песков: администрация Трампа выступает за диалог США и России
  • / Общество
    О чем говорил Владимир Путин с участниками программы «Время героев»
  • / Общество
    При крушении самолета в Индии погибли более 300 человек
  • / Политика
    Германия не планирует передавать Украине крылатые ракеты Taurus
  • / Политика
    Newsweek: губернатор Флориды разрешил таранить протестующих на авто
  • / Политика
    Путин встретится с женившимся по его «приказу» участником спецоперации
  • / Общество
    В авиауправлении США заявили, что готовы помочь в расследовании крушения в Индии
  •  / Спорт
    Команда «Ф-1» «Ред Булл» заключила партнерство с компанией рэпера Дрейка
  • / Общество
    Что известно об одном выжившем в авиакатастрофе Air India
  • / Политика
    Путин: работа в госаппарате – это еще одна возможность служения Отечеству

Главная / Технологии / Фото / 12 октября 2022, 22:56

Фото. 40 лет отечественной навигации: что нужно знать о «Глонасс»

История и будущее российской спутниковой системы
Ведомости
  • 40 лет назад была запущена Глобальная навигационная спутниковая система («Глонасс»), первоначально называвшаяся «Ураган». Официально ее начали разрабатывать по заказу Министерства обороны СССР еще в конце 1976 г. по специальному постановлению ЦК КПСС и Совета министров, но сроки работ постоянно сдвигались, и первые летные испытания состоялись 12 октября 1982 г. запуском на орбиту первого спутника «Ураган» 11Ф654 и двух массо-габаритных макетов 11Ф654ГВМ. Макеты использовались из-за неготовности электронной части спутников.На фото: первый запуск спутника «Ураган»
    Wikimedia
    40 лет назад была запущена Глобальная навигационная спутниковая система («Глонасс»), первоначально называвшаяся «Ураган». Официально ее начали разрабатывать по заказу Министерства обороны СССР еще в конце 1976 г. по специальному постановлению ЦК КПСС и Совета министров, но сроки работ постоянно сдвигались, и первые летные испытания состоялись 12 октября 1982 г. запуском на орбиту первого спутника «Ураган» 11Ф654 и двух массо-габаритных макетов 11Ф654ГВМ. Макеты использовались из-за неготовности электронной части спутников.

    На фото: первый запуск спутника «Ураган»
  • «Глонасс» транслирует гражданские сигналы, доступные в любой точке земного шара, предоставляя навигационные услуги на безвозмездной основе и без ограничений, а также зашифрованный сигнал повышенной точности для специального применения. В основу системы входят больше двух десятков спутников, которые двигаются над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях.На фото: производственное объединение «Полет». Космические аппараты навигационной системы ГЛОНАСС в сборочном цехе
    РИА Новости
    «Глонасс» транслирует гражданские сигналы, доступные в любой точке земного шара, предоставляя навигационные услуги на безвозмездной основе и без ограничений, а также зашифрованный сигнал повышенной точности для специального применения. В основу системы входят больше двух десятков спутников, которые двигаются над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях.

    На фото: производственное объединение «Полет». Космические аппараты навигационной системы ГЛОНАСС в сборочном цехе
  • Изначально «Глонасс» имела военное предназначение (в том числе как средство наведения) и запускалась одновременно с системой предупреждения о ракетном нападении. 1982 год, когда родилась система, в международной политике был весьма напряженным: продолжается война в Афганистане, происходит конфликт Великобритании и Аргентины из-за Фолклендских (Мальвинских) островов, беспорядки в Польше, в Гватемале и Бангладеш – военные путчи, в Никарагуа вводится военное положение.  На фото: работа в лаборатории радиоастрономических приемных устройств Института прикладной астрономии АН СССР над проектом комплекса «Квазар-КВО», состоящего из трех удаленных друг от друга обсерваторий, образующих глобальный радиотелескоп на площади 12 млн кв. км с разносом точек наблюдения более 4000 км. «Квазар-КВО» стал основой будущей российской спутниковой системы навигации «Глонасс»
    Юрий Простяков / РИА Новости
    Изначально «Глонасс» имела военное предназначение (в том числе как средство наведения) и запускалась одновременно с системой предупреждения о ракетном нападении. 1982 год, когда родилась система, в международной политике был весьма напряженным: продолжается война в Афганистане, происходит конфликт Великобритании и Аргентины из-за Фолклендских (Мальвинских) островов, беспорядки в Польше, в Гватемале и Бангладеш – военные путчи, в Никарагуа вводится военное положение.  

    На фото: работа в лаборатории радиоастрономических приемных устройств Института прикладной астрономии АН СССР над проектом комплекса «Квазар-КВО», состоящего из трех удаленных друг от друга обсерваторий, образующих глобальный радиотелескоп на площади 12 млн кв. км с разносом точек наблюдения более 4000 км. «Квазар-КВО» стал основой будущей российской спутниковой системы навигации «Глонасс»
  • Всего в мире существует четыре схожие системы спутниковой навигации: кроме «Глонасс» это американская GPS, китайская BeiDou и европейская Galileo. Основное отличие системы GPS от спутников «Глонасс» в том, что они синхронизированы с вращением Земли. Аппараты американской системы располагаются ближе к экватору, в то время как российская система более полярная. Благодаря такой позиции орбит «Глонасс» превосходит GPS по качеству сигнала на севере. Это важно для географического расположения России. Многие компании используют обе системы одновременно, что значительно увеличивает точность координат.На фото: автомобильный спутниковый «Глонасс»
    Валерий Мельников / РИА Новости
    Всего в мире существует четыре схожие системы спутниковой навигации: кроме «Глонасс» это американская GPS, китайская BeiDou и европейская Galileo. Основное отличие системы GPS от спутников «Глонасс» в том, что они синхронизированы с вращением Земли. Аппараты американской системы располагаются ближе к экватору, в то время как российская система более полярная. Благодаря такой позиции орбит «Глонасс» превосходит GPS по качеству сигнала на севере. Это важно для географического расположения России. Многие компании используют обе системы одновременно, что значительно увеличивает точность координат.

    На фото: автомобильный спутниковый «Глонасс»
  • Построенная на базе «Глонасс» «экосистема» вооружений и военной техники стала ключевым фактором во время работы ВКС России в Сирии в 2010-х гг., предопределившим военные успехи и низкие потери, говорили «Ведомостям» эксперты. Она сделала возможным применение в Сирии такого высокоточного оружия, как крылатые ракеты (в том числе ракеты «Калибр») и бомбы со спутниковой коррекцией. «Глонасс» также вывела на новый качественный уровень планирование ударов и решила проблему навигации для российских самолетов на незнакомой и безориентирной местности (такой, как Сирийская пустыня).На фото: пуск ракет «Калибр»
    Пресс-служба Минобороны / ТАСС
    Построенная на базе «Глонасс» «экосистема» вооружений и военной техники стала ключевым фактором во время работы ВКС России в Сирии в 2010-х гг., предопределившим военные успехи и низкие потери, говорили «Ведомостям» эксперты. Она сделала возможным применение в Сирии такого высокоточного оружия, как крылатые ракеты (в том числе ракеты «Калибр») и бомбы со спутниковой коррекцией. «Глонасс» также вывела на новый качественный уровень планирование ударов и решила проблему навигации для российских самолетов на незнакомой и безориентирной местности (такой, как Сирийская пустыня).

    На фото: пуск ракет «Калибр»
  • «Глонасс» широко используется и в гражданских сферах – в транспорте, в такси, в беспилотных машинах, в каршеринге, в противоугонных системах, для контроля расхода топлива, а также в геодезии и в кадастровых целях. Компании, вынужденные отслеживать движение транспорта (автобусы для перевозки пассажиров, грузовики), получили возможность в любом момент увидеть, где находится та или иная машина. Для этого автомобили оснащаются «Глонасс»-терминалами, которые подключаются к программному обеспечению. Кроме того, диспетчеры могут контролировать соблюдение скоростного режима, режима труда и отдыха шофера, сохранности груза в холодильных отсеках рефрижераторов.На фото: автобусы, оснащенные двигателем стандарта Евро-5 и диспетчеризацией «Глонасс»
    РИА Новости
    «Глонасс» широко используется и в гражданских сферах – в транспорте, в такси, в беспилотных машинах, в каршеринге, в противоугонных системах, для контроля расхода топлива, а также в геодезии и в кадастровых целях. Компании, вынужденные отслеживать движение транспорта (автобусы для перевозки пассажиров, грузовики), получили возможность в любом момент увидеть, где находится та или иная машина. Для этого автомобили оснащаются «Глонасс»-терминалами, которые подключаются к программному обеспечению. Кроме того, диспетчеры могут контролировать соблюдение скоростного режима, режима труда и отдыха шофера, сохранности груза в холодильных отсеках рефрижераторов.

    На фото: автобусы, оснащенные двигателем стандарта Евро-5 и диспетчеризацией «Глонасс»
  • В 2020 г. МТС в тестовом режиме запускала проект создания системы контроля за поголовьем скота в животноводческих хозяйствах с использованием «Глонасс». Система, которую планировал внедрять оператор, предполагала использование датчиков, так называемых болюсов, которые передают данные о состоянии животного и его готовности к отелу, находясь на дне его желудка. Корова проглатывает датчик вместе с кормом, и он остается внутри на протяжении всей жизни животного, объясняли в компании. Однако в октябре 2022 г. стало известно, что МТС свернула проект – технологии «были дорогими и решали очень узкопрофильную задачу».
    Getty Images
    В 2020 г. МТС в тестовом режиме запускала проект создания системы контроля за поголовьем скота в животноводческих хозяйствах с использованием «Глонасс». Система, которую планировал внедрять оператор, предполагала использование датчиков, так называемых болюсов, которые передают данные о состоянии животного и его готовности к отелу, находясь на дне его желудка. Корова проглатывает датчик вместе с кормом, и он остается внутри на протяжении всей жизни животного, объясняли в компании. Однако в октябре 2022 г. стало известно, что МТС свернула проект – технологии «были дорогими и решали очень узкопрофильную задачу».
  • 10 октября Минобороны успешно вывело на орбиту очередной спутник «Глонасс-К». Это аппарат третьего поколения российской навигационной системы.На фото: макет российского космического аппарата серии «Глонасс-К»
    Евгений Биятов / РИА Новости
    10 октября Минобороны успешно вывело на орбиту очередной спутник «Глонасс-К». Это аппарат третьего поколения российской навигационной системы.

    На фото: макет российского космического аппарата серии «Глонасс-К»
  • Точность системы «Глонасс» составляет 2,5 м, говорил тогдашний глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в конце 2020 г. Орбитальная группировка российской глобальной навигационной спутниковой системы на тот момент составляла 28 космических аппаратов (25 «Глонасс-М» и три «Глонасс-К»), из которых 23 работали по целевому назначению, два находились на летных испытаниях, два – на техническом обслуживании и один – в резерве. Рогозин заявлял о планах перевести к 2025 г. всю группировку на российскую электронику. Также он предлагал отказаться от американской системы навигации GPS в самолетах в России в пользу отечественной «Глонасс».На фото: Дмитрий Рогозин (второй справа) осматривает станцию слежения «Глонасс»
    Сергей Мамонтов / РИА Новости
    Точность системы «Глонасс» составляет 2,5 м, говорил тогдашний глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в конце 2020 г. Орбитальная группировка российской глобальной навигационной спутниковой системы на тот момент составляла 28 космических аппаратов (25 «Глонасс-М» и три «Глонасс-К»), из которых 23 работали по целевому назначению, два находились на летных испытаниях, два – на техническом обслуживании и один – в резерве. Рогозин заявлял о планах перевести к 2025 г. всю группировку на российскую электронику. Также он предлагал отказаться от американской системы навигации GPS в самолетах в России в пользу отечественной «Глонасс».

    На фото: Дмитрий Рогозин (второй справа) осматривает станцию слежения «Глонасс»
  • Когда разрабатывались эти планы (еще до начала нового санкционного витка в 2022 г.), эксперты говорили «Ведомостям», что созданная в изолированных условиях продукция не будет передовой. Кто ее будет создавать, тоже до сих пор непонятно. Спутник «Глонасс», полностью собранный из российских комплектующих, может появиться только тогда, когда будут созданы и заработают производства и когда они освоят технологии создания электронно-компонентной базы передового уровня.На фото: сборка навигационного космического аппарата нового поколения «Глонасс-К» в цехе ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева»
    Александр Кряжев / РИА Новости
    Когда разрабатывались эти планы (еще до начала нового санкционного витка в 2022 г.), эксперты говорили «Ведомостям», что созданная в изолированных условиях продукция не будет передовой. Кто ее будет создавать, тоже до сих пор непонятно. Спутник «Глонасс», полностью собранный из российских комплектующих, может появиться только тогда, когда будут созданы и заработают производства и когда они освоят технологии создания электронно-компонентной базы передового уровня.

    На фото: сборка навигационного космического аппарата нового поколения «Глонасс-К» в цехе ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева»

Смотрите также

Отвлекает реклама?  С подпиской  вы не увидите её на сайте
  • Подписка
  • Реклама
  • РФРИТ
  • Справочник компаний
  • Подписка для юр.лиц
  • О компании
  • Редакция
  • Менеджмент
  • Архив
  • Обратная связь
  • Справочный центр

Наши проекты

Контакты

127018, г. Москва, ул. Полковая, д. 3, стр. 1
На карте
+7 495 956-34-58
info@vedomosti.ru

Рассылки «Ведомостей» — главные деловые новости на ваш email

Подписаться на рассылку
Скачать для iOS
Скачать для Android

Сетевое издание Ведомости (Vedomosti)

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Казьмина Ирина Сергеевна

Электронная почта: news@vedomosti.ru

Телефон: +7 495 956-34-58

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).

Правила применения рекомендательных технологий в виджетах рекламно-обменной сети, размещенных на сайте vedomosti.ru: СМИ2

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, ИНН/КПП 7712108141/771501001, ОГРН 1027739124775, 127018, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Марьина Роща, ул. Полковая, д. 3, стр. 1 1999—2025

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).

Правила применения рекомендательных технологий в виджетах рекламно-обменной сети, размещенных на сайте vedomosti.ru: СМИ2, INFOX, Sparrow

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, ИНН/КПП 7712108141/771501001, ОГРН 1027739124775, 127018, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Марьина Роща, ул. Полковая, д. 3, стр. 1 1999—2025

Сетевое издание Ведомости (Vedomosti)

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Казьмина Ирина Сергеевна

Электронная почта: news@vedomosti.ru

Телефон: +7 495 956-34-58

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных