Aston Martin «в режиме блондинки»: да поможет нам ABS

Обозреватель «Пятницы» опробовал Aston Martin в экстремальных зимних условиях
Aston Martin

"Если вы вылетаете с трассы и у вас на пути окажется дерево, то важно, с какой скоростью в него врежетесь, — инструктор Свен рисует фломастером на листе ватмана зеленое дерево, в которое упирается красная стрелка неправильной траектории поворота. — Если будет 70 ки («килос» на жаргоне автогонщиков — километров в час), то будет плохо, очень плохо... Если хотя бы 35 ки, то ничего страшного не случится. Придется только отремонтировать машину... Ну еще яблоки осыплются, если вам повезет и это будет яблоня", — ухмыляется инструктор.

Свен, конечно, нас пугает: яблокам сыпаться неоткуда. Во-первых, в швейцарском Санкт-Морице зима, и за стенами павильона, где участникам тренинга Aston Martin On Ice объясняют основы езды по скользким дорогам, раннее утро и минус 26. Во-вторых, трасса, где мы будем отрабатывать теорию, проложена по расчищенному снежному полю, на котором ни деревца. Если и повезет во что-то въехать, то только в павильон или в другой Aston Martin.

«Итак, если вы оказались в ситуации, что летите не туда, давите со всей силы на тормоза, — продолжает Свен, рисуя еще одну неправильную траекторию черным. — А теперь по машинам, и да поможет вам ABS!»

Снос, занос, неконтролируемое скольжение — в теории все понятно. В монументальном подлокотнике каждого промерзшего Aston Martin рация дает указания голосом Свена. Первая пара кругов уходит на прогрев мотора и салона. Потом несколько простых упражнений — змейка, экстренное торможение, быстрый круг в управляемом скольжении, чтобы почувствовать машину. Под капотом у каждого минимум 420 л. с. Бескомпромиссный задний привод (пусть и с дифференциалом повышенного трения) и зимняя, но без шипов резина.

Голос из подлокотника предлагает меняться машинами. Мощное купе DBS и роскошный Virage, седан Rapid, укороченный задиристый V12 Vantage — каждый автомобиль даже на снегу показывает свой характер. Продолжая нащупывать грань между сносом и заносом, постепенно переходим к овалам и скоростной переставке, имитации объезда препятствия. Желто-красные конусы, определяющие трассу, то и дело приходится возвращать на место, рубеж 70 ки перешли единицы.

Инструктор предлагает отключить электронную систему стабилизации DSC, чтобы почувствовать «чистый автомобиль». В какой-то момент кажется, что 500-сильный DBS слушается руля и газа не хуже детского снегоката. Но за самоуверенность приходится платить — попадаю в занос, и меня разворачивает на 180 градусов. Хуже излишней веры в свои силы только лед, который иногда проступает из-под снега — тут резина без шипов бессильна. А шипованная резина на дорогах общего пользования в Швейцарии запрещена. Да и с машиной такой мощности она вполне может сыграть злую шутку, превратив алюминиевые крылья ручной работы в решето. Поэтому приходится заранее сбрасывать скорость и двигаться на высокой передаче, работая рулем и едва дотрагиваясь до педали газа.

После обеденного перерыва стартуем на скорость — змейка, разворот, быстрый слалом, поворот и торможение. Побеждают участвовавшие в ледовых ралли коллеги и длиннобазные Rapid и DBS. Задиры Vantage быстрее уходят в занос, забрасывая свои поджарые задницы из поворота и доставляя водителю массу удовольствия, но плохие результаты в общем зачете. Забавный опыт — пройти трассу «в режиме блондинки», полностью доверившись электронике. В Aston Martin, кроме упомянутых ABS и DSC, есть системы распределения тормозных сил EBD, контроля крутящего момента PTC и усилитель экстренного торможения EBA. В салоне хорошо слышно, как мощная гидравлика под чутким руководством сложной электроники с бешеной скоростью исправляет твои ошибки. Лишь раз на ледяном бугре я не выдерживаю и сдаюсь — отпускаю газ, чтобы дать машине выровняться.

Понятно, что за пять-шесть часов особого мастерства не наработаешь, разве что навсегда разучишься газовать в повороте на заднем приводе и трогаться в снегу на первой передаче. Но и Aston Martin On Ice, который компания четвертый год проводит в Санкт-Морице, заявлен устроителями скорее не как курс обучения экстремальному вождению, а как встреча владельцев и любителей этой марки.

Впечатлений за эти сутки все получили достаточно, а у меня завтра еще, уверен, будут болеть трицепсы. Пока нас носило и крутило по снежному полю, кто-то подрисовал на ватмане спелые красные яблоки под зеленым древом — видимо, от быстрой езды разыгралась фантазия: за время нашего тренинга ни одно дерево не по­страдало.