Что будет с рынком новых автомобилей

Производители и продавцы новых автомобилей не ждут кризиса на российском рынке. Как показал опрос «Ведомостей», никто из крупных игроков не планирует сокращать поставки автомобилей в салоны. По всеобщему убеждению, если проблемы мировой экономики и затронут Россию, то такого падения продаж, как в 2009 г., не будет. На чем основан этот оптимизм?
М.Стулов/ Ведомости

С начала этого года на рынке автомобильного ритейла шла гонка: большинство брендов стремились увеличить долю рынка, продав как можно больше автомобилей, рассказывает гендиректор холдинга «Авилон автомобильная группа» Андрей Павлович.

С лета в России имеет место ситуация насыщения рынка, соглашается руководитель портала auto-dealer.ru Олег Дацкив. В итоге сейчас практически у любого дилера можно получить хорошую скидку на автомобиль, особенно на марки премиум-класса: например, машину ценой 4 млн руб. можно купить с выгодой до 400000 руб., продолжает он.

Для дилеров такая ситуация не очень выгодна, ведь, как только у той или иной марки появляется значительный излишек автомобилей, в автоцентрах начинается период скидок и спецпредложений, говорит Павлович. «Мне, в принципе, не очень интересно давать покупателю разовую скидку на автомобиль, после чего он может больше не появиться в дилерском центре. Я хотел бы выдать ему дисконтную карту на обслуживание, бонусы на услуги сервиса или допоборудование к автомобилю», – объясняет он. Сейчас обстановка на рынке довольно нервная, поэтому дилерам будет спокойнее, если в следующем году рост продаж составит около 5%, признается Павлович.

«Дилеры многих брендов отмечают снижение количества клиентов, об этом говорят коллеги, это вижу я, как владелец бизнеса», – говорит Андрей Петренко, президент ассоциации «Российские автодилеры». При этом он считает, что объективных предпосылок к ухудшению ситуации в России нет, но кризис на автомобильный рынок может быть привнесен извне.

И в этой ситуации спрос на самые удачные модели, «попавшие в рынок», по-прежнему очень большой: так, у большинства сходящих с конвейера Hyundai Solaris и Renault Duster уже есть хозяева, некоторые модели люксовых марок, прежде всего в минимальных комплектациях, даже в дефиците, отмечает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. По хитам продаж все продавцы продолжат запрашивать у производителей максимальные квоты, уверен он.

Иномарки из России

Кризиса в России ждут уже давно, но он все не начинается, поэтому можно говорить о том, что бдительность автоторговых компаний снижается, тем более что, судя по всему, динамика роста сохранится, считает Удалов. Автоконцерны продолжают активно поставлять в Россию автомобили, но все, у кого есть возможность, расширяют локальное производство, продолжает он.

Наращивать импорт компаниям менее выгодно, так как утилизационный сбор, введенный в России с 1 сентября, оказался довольно серьезным сдерживающим фактором, отмечает Удалов, тогда как развитие локального производства повышает устойчивость бизнеса, так же как появление в линейке бюджетных моделей. Удалов приводит в пример Nissan, которая объявила о запуске в 2014 г. в производство на «АвтоВАЗе» разработанной для России Nissan Almera и модели еще более «народной» марки – Datsun. Представители Nissan уже пообещали дилерам, что Datsun будет стоить 300000–350000 руб.

У «Фольксваген груп рус» (ФГР, марки Volkswagen, Audi, Skoda, Seat, Porsche, Bentley, Lamborghini) сейчас около 60% машин, продаваемых в России, произведены здесь же и компания ожидает, что этот показатель будет расти, передал «Ведомостям» гендиректор компании Маркус Озегович.

Что касается импорта машин, то он будет зависеть от ситуации на рынке, добавил он. В 2013 г. ФГР планирует нарастить производственные мощности и произвести в России 350000 автомобилей. При этом Озегович добавляет, что компания пристально следит за развитием глобальной экономической ситуации, так как ее нестабильность может оказать влияние на Россию.

Проценты в рост

Сейчас у автомобильного рынка есть запас прочности даже в случае падения платежеспособного спроса: продажи в кредит развиваются очень хорошо, по разным дилерам и маркам на них приходится от 30 до 65% от общего объема реализации новых автомобилей, говорит Удалов.

В ситуации, когда многие автопроизводители, особенно работающие в сегменте B, в сентябре отметили снижение спроса на автомобили со стороны покупателей с наличными, продавцы все больше внимания уделяют продажам в кредит, рассказывает президент «Тойота банка» Александр Колошенко, за счет этого им удается выполнять или даже перевыполнять планы по продажам.

Аналогичным образом, по мнению Колошенко, может развиваться ситуация в 2013 г. Единственное, что может изменить этот тренд, – колебания стоимости ликвидности и, как следствие, доступности кредита для конечных потребителей. Рост стоимости кредита может привести к резкому падению спроса, опасается он. Кэптивные банки [аффилированные с дистрибуторами автомобилей] в этой ситуации смогут быть более гибкими и поддержать продажи своих брендов через предложение привлекательных ставок, уверен Колошенко.

С 1 октября 2012 г. ставки по автокредитам повысил Сбербанк: их диапазон по базовой программе в рублях вырос с 13–16,5 до 14,5–17%, в валюте – с 10–13,5 до 11,5–14%. Такие изменения – следствие повышения ставки рефинансирования: ЦБ РФ с 14 сентября повысил ее на 0,25 процентного пункта до 8,25%.

Сбербанк – лидер банковского рынка, его примеру вполне могут последовать другие игроки, признает Лариса Верещагина, заместитель управляющего директора Мещанского отделения Московского банка Сбербанка. Но, считает она, снижения спроса на автокредиты в случае такого повышения ставок не будет – люди привыкли покупать автомобили в кредит, для них это очень удобный инструмент. Прогнозировать поведение ставок в 2013 г. она не берется.

Не исключено, что осенью «Тойота банку» придется немного повысить среднюю стоимость автокредитов, признает Колошенко. Но в некоторых сегментах, например кредитование автомобилей с гибридными двигателями, банк ставки снизит, обещает он.

Почти первые

По итогам 2012 г. рост рынка новых легковых автомобилей, по прогнозам «Автостата», составит около 10%, что позволит ему выйти на объемы 2007–2008 гг., говорит Удалов.

По оценке группы «Рольф», рынок новых легковых автомобилей в 2012 г. в России составит 2,97 млн, из них иномарок – около 2,25 млн. Таким образом, весь рынок вырастет на уровне 12%, в то время как иномарки прибавят около 22% по сравнению с 2011 г. и займут порядка 75% всего рынка новых автомобилей. Этот прогноз осуществим, если нестабильность финансовой ситуации на европейских рынках не увеличится и не захватит и Россию в IV квартале 2012 г., отмечает управляющий директор розничного подразделения группы «Рольф» Татьяна Луковецкая.

«Рольф», в начале года полагавший, что продажи в 2012 г. не превысят 2,8 млн автомобилей, увеличил свой прогноз в силу нескольких причин, объясняет Луковецкая: рынок продолжает расти, рост кредитных ставок пока не превышает 0,5–1 процентный пункт, кроме того, собственные банки автопроизводителей или их партнерские банки стимулируют спрос с помощью специальных кредитных продуктов с условиями лучше среднерыночных, а потенциал роста премиальных брендов далеко не исчерпан.

Скорее всего на этом уровне – около 3 млн единиц в год – продажи легковых автомобилей в России на ближайшие годы и зафиксируются, считает Удалов. По оптимистичному прогнозу «Рольфа», в 2013 г. рынок новых авто может достичь уровня 3,2 млн штук (+8% к 2012 г.), а продажи иномарок – 2,56 млн (+14%). Иномарки будут расти больше, чем рынок в целом, за счет стимулирования спроса со стороны продавцов и производителей, роста продаж премиальных брендов, расширения продуктовых линеек и завоевания новой аудитории покупателей, объясняет Луковецкая. Доля иномарок в общем объеме продаж в 2013 г. также увеличится по сравнению с 2012 г. и составит уже 80% всего рынка, считает она.

Обогнать Германию, несмотря на продолжающуюся там стагнацию ее автомобильного рынка, по итогам этого года вряд ли удастся, полагает Удалов. В сентябре продажи новых легковых автомобилей на немецком рынке резко сократились: зарегистрировано около 250000 новых автомобилей – на 11% меньше, чем в том же месяце 2011 г., сообщило Объединение иностранных автопроизводителей (VDIK). В России в августе было продано 258000 автомобилей. Все же итоговый годовой объем продаж в России скорее всего будет на 10–15% ниже, чем в Германии: рынок этой европейской страны объективно более развит и платежеспособный спрос населения там выше, считает Удалов.

Дацкив с ним согласен. Но он считает, что результат этого года и так следует признать очень хорошим: всего через два года после коллапса рынок фактически подобрался к 1-му месту в Европе.

Осторожный оптимизм

Ни одна из компаний, опрошенных «Ведомостями», не отрицает вероятность кризиса, но все считают, что падения продаж на 50%, как в 2009 г., в любом случае не будет. Все ждут, что следующий год будет точно не хуже, а скорее всего лучше этого, подтверждает Дацкив. Даже если проблемы мировой экономики усугубятся, на российском рынке они отразятся с приличным временным лагом: как показывает практика, он составляет девять месяцев от ситуации в Европе и год – от США, рассуждает он.

Гендиректор дилерской группы «Арманд» Игорь Герц вообще считает, что ситуация в мире не так плоха. Рынок США в сентябре вырос на 13%, напоминает он, значит, крупнейшая экономика мира восстанавливается, это через пару лет должно благоприятно отразиться и на России.

«Повторения сценария 2008 г. мы не ожидаем», – подтверждает управляющий директор «Хёндэ мотор СНГ» Денис Петрунин. Замедление темпов прироста авторынка в России – логичный процесс, стадия первичного насыщения завершается, полагает он. Кроме того, правительства многих стран принимают меры, чтобы избежать резких колебаний спроса. Hyundai планирует расширять свое присутствие на рынке, продолжает он. По планам компании, объем продаж автомобилей, реализуемых «Хёндэ мотор СНГ», в 2012 г. вырастет на 15% по сравнению с прошлым годом. «Эту динамику прироста мы планируем сохранить также в следующем году», – сказал Петрунин.

«Мы рассчитываем в следующем году увеличить продажи, которые уже по итогам этого года должны превысить отметку в 3000 автомобилей, – говорит директор по связям с общественностью российского представительства Porsche Оксана Хартонюк. – Пока вариант кризиса для нашего сегмента рынка мы не рассматриваем, но, как и все производители класса люкс, внимательно наблюдаем за тем, устоит ли экономика Китая – от этого будет многое зависеть». За восемь месяцев 2012 г. Porsche реализовала 2392 автомобиля.

Олег Мосеев, генеральный директор PSB Consulting Group, предлагает дождаться итогов сентября и после этого делать прогнозы. Снижение контрактования, отмеченное некоторыми производителями, является сигналом, что рынок может пойти по европейскому пути. Однако при нынешней цене на нефть, а также в связи с тем, что на Россию не давит долговая нагрузка, как на многие страны Европы, больших потрясений ждать не стоит, уверен он. Вот если произойдет снижение цены на нефть, это прямым образом повлияет на продажи.

Пока большинство автопроизводителей оптимистично смотрят на наш рынок. Правда, у большинства производителей планы еще не сформированы – как раз сейчас они активно обсуждаются в офисах головных компаний. Как следует из новостей, концерны предпочтут сократить объем производства в Европе. Кроме того, японские марки, например, выгоднее возить в США из Европы, чем из Японии, из-за высокого курса иены, говорит Удалов.

Стратегии автопроизводителей будут аналогичны их стратегиям на 2012 г.: осторожный оптимизм и корректировка планов в течение года в зависимости от состояния рынка. Опыт этого года показывает, что автоконцерны более или менее научились работать в изменяющихся условиях и реагировать на эти изменения, резюмирует Мосеев.