Мощность завода Scania в Санкт-Петербурге будет увеличена вдвое

Мощность завода Scania в Санкт-Петербурге будет увеличена в два раза. Шведский концерн верит в российский рынок грузовой техники
Е.Кузьмина/ Ведомости

Введение утилизационного сбора стало одной из причин переноса сроков запуска сборки грузовиков в России другим крупным иностранным производителем – MAN: выпуск должен был начаться в октябре 2012 г. на площадке в Санкт-Петербурге (мощность на первом этапе – от 6000 шт. в год, инвестиции – 25 млн евро). О создании производства кабин в России уже заявила Volvo Group – предприятие мощностью 15000 шт. в год откроется в 2014 г. рядом с калужским завод «Вольво Восток», выпускающим грузовики Renault и Volvo (его мощность – тоже 15000 шт. в год); инвестиции составят 3,75 млрд руб.

В ближайшие три года Scania инвестирует в российские проекты около 70 млн евро, рассказал «Ведомостям» гендиректор компании «Скания-Русь» Ханс Тарделль. Деньги пойдут на удвоение мощности завода в Санкт-Петербурге до 7000 грузовиков в год, развитие дилерской сети (планируется, что ежегодно сеть будет расти на 10 компаний, сейчас у компании в России более 50 дилеров) и, возможно, расширение склада запчастей, пояснил он. За девять месяцев 2012 г., по данным «АСМ-холдинга», завод «Скания-Питер» отгрузил 646 грузовиков (рост на 20,7%).

С 1 сентября в России ввели утилизационный сбор, базовая ставка которого для грузовиков и автобусов составляет 150000 руб. (есть повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от возраста машин и их параметров). Scania платит сбор за каждый ввезенный в Россию и выпущенный здесь грузовик (от 260000 до 513000 руб. в зависимости от общей массы – это 7–9% от розничной цены), но рассматривает возможности снижения расходов; один из вариантов – локализация производства кабин, говорит Тарделль. Власти готовы освободить от уплаты утилизационного сбора тех иностранных производителей грузовиков, которые будут выпускать кабины в России.

Scania уже инвестировала в России более 200 млн евро, говорит представитель «Скания-Русь» Ольга Кривоногова. С 2002 г. компания выпускала в Санкт-Петербурге автобусы, но из-за слабого спроса прекратила их сборку (см.врез). В 2010 г. Scania начала собирать грузовые шасси и автомобили.

Из-за кризиса в Европе Россия становится важнейшим рынком для иностранных производителей грузовиков (в январе – сентябре 2012 г. он вырос на 15,9% до 270360 шт., по данным «АСМ-холдинга»), отмечает Тарделль. Сейчас в общем объеме продаж Scania в России на выпущенные здесь грузовики приходится около 20%, но в перспективе их доля может достичь 80%, заметил Тарделль. Процесс локализации сдерживает дефицит поставщиков, добавляет он. Возросшие объемы выпуска привлекут большее количество поставщиков, включая зарубежных, которые могут организовать здесь свое производство – самостоятельно или в партнерстве с российскими компаниями, подчеркивает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.