Продажи автомобилей в России выросли на 5%

Продажи легковых автомобилей продолжают расти, несмотря на пессимистические прогнозы. Но главный драйвер роста – скидки

В январе 2013 г. в России было продано 162077 легковых и коммерческих автомобилей, что на 5% больше, чем в январе прошлого года, подсчитал комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Такой рост рынка – очень хороший сигнал, приведены в сообщении слова председателя этого комитета АЕБ Йорга Шрайбера.

В прошлом году продажи автомобилей в России побили рекорд. В стране, по данным АЕБ, было продано 2,935 млн новых легковых и коммерческих автомобилей – на 10,6% выше продаж 2011 г. и на 1% выше докризисных показателей. По мнению большинства автопроизводителей, 2013 год будет непростым для автомобильного рынка, говорил Шрайбер, представляя результаты продаж за 2012 г. «Мы видим замедление спроса на потребительском рынке в целом. Некоторым потребителям эта ситуация напоминает кризис 2008 г., поэтому присутствует некая осторожность в том, чтобы тратить деньги», – отмечал он.

В 2013 г. активность покупателей растет благодаря привлекательным условиям покупки и сокращению времени ожидания широкого круга моделей, объясняет Шрайбер. Специальные постновогодние акции оказали рынку хорошую поддержку, согласна директор розничного подразделения «Рольфа» Татьяна Луковецкая. Такого числа скидок не было никогда – о распродажах объявили более половины дилеров, говорит директор по развитию информационного ресурса autoi.ru Виталий Корнеев. Причина – затоваривание складов: планы импортеров по продажам на прошлый год оказались завышены, объясняет экперт. В первые месяцы 2012 г. рост рынка превышал 20%, но к концу года он сошел на нет: по итогам декабря продажи новых автомобилей выросли всего на 1% до 253000 единиц, указывала АЕБ. В декабре стоки у 100 дилеров, с которыми работает autoi.ru, достигали 12000–13000 автомобилей, из них в январе удалось продать лишь 1000. Эта ситуация напоминает кризисный 2008 год, когда у дилеров к концу года скопился четырехмесячный запас автомобилей, отмечает Корнеев.

В январе наибольший рост показал сегмент бюджетных иномарок (до 600000 руб. в базовой комплектации): клиенты ждали новогодних скидок и скидок на прошлогодние модели, рассказывает директор дилерского центра Hyundai компании «Авилон» Михаил Жмаков (комментарий он передал через представителя). Но вслед за ростом спроса многие дилерские центры отменили или уменьшили свои скидки на эти категории авто, продолжает Жмаков: дилеры поняли, что на остатках 2012 г. можно еще немного заработать. Еще один фактор, который отмечает топ-менеджер «Авилона», – поддержка дилеров со стороны производителей (уменьшение ставки по кредиту, большая выгода по трейд-ин, большее число подарков при покупке автомобиля за наличные): в этом году она началась уже в середине января, обычно – позже.

Скорее всего распродажа складов продолжится до конца I квартала, говорили в середине января «Ведомостям» представители крупнейших автоконцернов. Крупные дилеры распродадут стоки к концу февраля, прогнозирует Жмаков. В 2009 г. стоки были проданы в феврале, напоминает Корнеев.