«АвтоВАЗ» избрал новый совет директоров

Большинство мест в новом совете директоров «АвтоВАЗа» получили представители альянса Renault-Nissan
A.Rudakov/ Bloomberg

Собранию акционеров также предлагалось одобрить сделки «АвтоВАЗа» с «Новикомбанком» на сумму до 15 млрд руб. и «Сбербанком» - до 20 млрд руб. Речь идет о выделении лимитов кредитных средств, деньги могут понадобиться для реализации существующей инвестпрограммы «АвтоВАЗа» до 2020 г., поясняет источник, близкий к акционерам. Объем планируемых вложений в 2012-2020 гг. - 180 млрд руб., говорится в стратегии развития предприятия. В 2011 г. выручка «АвтоВАЗа» по МСФО составила 175,1 млрд руб., чистая прибыль — 6,7 млрд руб. Но собственного денежного потока для такой масштабной инвестпрограммы «АвтоВАЗу» пока не хватает, поэтому до 2015 г. он, скорее всего, будет активно кредитоваться, считает Беспалов.

Обновили совет

В новый совет директоров «АвтоВАЗа» от альянса Renault-Nissan вошли старший вице-президент Renault и операционный директор региона Евразия Анселен Бруно, президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон, вице-президент по корпоративной стратегии и планированию Renault Серж Йоккоз, вице-президент бизнес-подразделения Datsun Nissan Motor Company Венсан Кобе, исполнительный вице-президент и главный финансовый руководитель Nissan Motor Company Джозеф Питер, главный операционный директор Renault Карлос Таварес, исполнительный вице-президент, главный финансовый руководитель группы Renault Доминик Торманн и президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров. От российской стороны - гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов, его заместители Игорь Завьялов и Владимир Артяков, соруководитель «Сбербанк CIB» Рубен Варданян, гендиректор «Камаза» Сергей Когогин, управляющий директор «СИБ финансовый брокер» Сергей Скворцов и председатель профкома «АвтоВАЗа» Сергей Зайцев. Совет покинули руководитель корпоративного университета «АвтоВАЗа», экс-глава «вазовского» профсоюза Николай Карагин и гендиректор «СИБ финансовый консультант» Михаил Бройтман.

Совет директоров «АвтоВАЗа» увеличился с 12 до 15 человек, сообщила компания по итогам прошедшего сегодня внеочередного собрания автозавода. Это предусматривалось соглашением между акционерами «АвтоВАЗа», подписанным в декабре 2012 г. Раньше в совете директоров автозавода было три сотрудника Renault-Nissan, в новом их стало семь (см. врез). Еще одним кандидатом, выдвинутым альянсом, стал президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров (до этого его выдвигал совет директоров «Ростех»), пояснил представитель Renault-Nissan. Это подтвердил директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков. Глава Renault-Nissan Карлос Гон в конце 2012 г. говорил «Ведомостям», что работа Комарова его устраивает и он хотел бы, чтобы он и дальше возглавлял «АвтоВАЗ».

Председателем совета остался гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов, сообщил «АвтоВАЗ». С июня 2013 г. он будет чередоваться на этом посту с Гоном, заявлялось ранее. У председателя совета директоров, как правило, есть право решающего голоса в случаях, когда мнение участников совета разделяется поровну, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Но вряд ли «Ростех» и альянс будут конфликтовать, уверен он: акционеры выступают как дружественные структуры, и они уже окончательно договорились о том, что альянс получит контроль над «АвтоВАЗом» (у Renault 25% обыкновенных акций и такая же доля в капитале компании).

В декабре 2012 г. «Ростех» и Renault-Nissan подписали финальное соглашение (предварительные договоренности были достигнуты в мае), определившее порядок получения альянсом контроля над «АвтоВАЗом». Контроль будет косвенным - через совместное предприятие Alliance Rostec Auto BV (Голландия), созданное «Ростехом» и Renault-Nissan. Совет директоров СП будет состоять из трех представителей альянса и двух — «Ростеха», возглавит его Гон. В СП будут переданы все акции «АвтоВАЗа», принадлежащие госкорпорации (у «Ростеха» 36,32% обыкновенных акций, или 28,98% капитала) и Renault. На момент завершения сделки в 2014 г. СП выкупит акции еще одного акционера - кипрской Troika Dialog Investments Limited (19,64% обыкновенных акций, или 20,14% капитала). В итоге Alliance Rostec Auto BV станет владельцем 74,5% «АвтоВАЗа». Renault-Nissan инвестирует в СП 23 млрд руб. (11,3 млрд из них - Renault), в итоге у альянса будет 67,13% капитала СП (50,1% - у Renault), а у «Ростеха» - 32,87%. Сделку планируется завершить к июню 2014 г.

Договоренности Renault-Nissan и «Ростеха» исполняются, отмечает представитель альянса.

Собрание акционеров одобрило и все вопросы, вынесенные на сегодняшнее собрание акционеров, сказал Буренков, не раскрывая деталей. Из материалов к собранию следует, что, в частности, акционерам было предложено одобрить подписание допсоглашения к генеральному рамочному соглашению по проекту «Платформа B0» между альянсом и «АвтоВАЗом». Один из его основных пунктов - организация лицензионного выпуска новых двигателей альянса для комплектации ими моделей Lada, Renault и Nissan. Выпуск 1,6 литровых бензиновых двигателей (новые модификации мощностью 90-120 л.с. и 115 л.с.) планируется начать на «АвтоВАЗе» в 2015 г., мощность - около 500 000 шт. в год, сообщалось ранее. Инвестиции могут составить 378 млн евро.

Другой вопрос повестки собрания акционеров - 10-летний договор по сборке «АвтоВАЗом» шасси для «Автофрамоса» (Renault). Ориентировочная сумма контракта - около 20 млрд руб. «Автофрамос» вышел на мощность 188 000 шт. в год, все выпускаемые здесь модели на платформе B0 - Logan, Sandero и Duster - комплектуются шасси, собираемыми «АвтоВАЗом». Первоначально «Автофрамос» импортировал шасси из Румынии, поставки из Тольятти начались летом 2012 г. В прошлом году «Автофрамос» купил около 50 000 шт. шасси, собранных на «АвтоВАЗе», план на 2013 г. - около 150 000 шт.

Кроме того, собранию акционеров предлагалось одобрить предоставление компанией Renault заема для «АвтоВАЗа» в сумме 126 млн евро (включая заем на 52,07 млн евро со сроком погашения не ранее декабря 2023 г. - этот транш «АвтоВАЗ» получил в июле 2012 г.) со сроком погашения не ранее декабря 2019 г. Часть заемных средств от Renault предназначены для инвестиций в линию B0, модернизация которой продолжается, поясняет представитель альянса, не уточняя сумму. Мощность линии - до 350 000 шт. в год, инвестиции - около 400 млн евро (240 млн евро внесла Renault, 100 млн евро — «АвтоВАЗ» и 60 млн евро — Nissan). С весны 2012 г. здесь выпускается Lada Largus (в прошлом году произведено менее 20 000 шт.), в декабре началось контрактное производство седана Nissan Almera (выделенная мощность для его выпуска - 70 000 шт. в год). Всего на этой линии будет производиться пять моделей трех брендов - Lada, Renault и Nissan.

На «АвтоВАЗе» автомобили Renault начнут выпускать во второй половине 2013 г., производство моделей альянса на «Ижавто» (входит в группу "АвтоВАЗ") планируется начать в 2014 г. В том же году на «АвтоВАЗе» начнется производство моделей марки Datsun компании Nissan на вазовской платформе 2190 (Kalina и Granta).

По прогнозу Гона, автомобили альянса и «АвтоВАЗа» к 2016 г. будут занимать 40% российского рынка. В 2012 г., по данным АЕБ, продажи «АвтоВАЗа» в России снизились на 7% до 537 625 шт., Renault - выросли на 23% до 189 852 шт., Nissan - увеличились на 11% до 153 747 шт. (также было продано 9209 автомобилей Infiniti). Весь рынок легковых и легких коммерческих автомобилей вырос на 11% до 2,935 млн шт. Таким образом, на партнеров в совокупности приходится более 30% российского рынка.