Европейское подразделение Ford, отвечающее в том числе за российский рынок, с 2015 г. возглавит Джим Фарли

Стивен Оделл, руководивший убыточным европейским бизнесом автостроителя с 2010 года, поменяется местами с Джимом Фарли, вице-президентом по маркетингу всей компании
Джим Фарли и Стивен Оделл поменяются местами на высших позициях менеджмента Ford Motor/ Ford Motor

Исполнительный вице-президент по маркетингу Ford Motor Джим Фарли с 1 января 2015 г. возглавит европейское подразделение автоконцерна вместо Стивена Оделла, сообщила в пятницу компания. Нынешний президент Ford of Europe, руководивший европейскими операциями компании с 2010 г., заменит Фарли в головном офисе компании. Рокировка станет вторым кадровым назначением в высшем менеджменте компании после вступления в должность гендиректора Ford Motor Марка Филдса, сменившего с 1 июля Алана Малалли. С сентября руководителем бренда Lincoln назначен Кумар Галхотра - до него за руководство Lincoln отвечал Фарли.

Европейское отделение Ford, как и другие автопроизводители массового сегмента, борется с убытками в регионе из-за затянувшегося спада экономики. Убытки Ford в прошлом году в Европе составили $1,6 млрд, а в сентябре компания отозвала прогноз о выходе подразделения на прибыльность с 2015 г. Компания ожидает, что европейские операции принесут ей $1,2 млрд убытков при расчете налогов в 2014 г. В том числе компания сообщила об убытках в $300 млн от деятельности в России, где компания работает в рамках СП Ford Sollers. По итогам I полугодия 2014 г. совместное предприятие получила чистый убыток в 3,4 млрд руб. против прибыли в 33 млн руб. годом ранее, выручка упала на 35% до 25,5 млрд руб., следует из отчета «Соллерса»

Для Ford Россия - третий по величине рынок после Великобритании и Германии, но продажи марки здесь стремительно падают: в 2013 г. - на 18% до 106 734 шт., по итогам 9 месяцев 2014 г. - на 42% до 44 938 шт., гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Рынок тоже сокращается, но не так сильно - на 5% и 13%, соответственно.

Производственная программа Ford Sollers утверждалась на фоне растущих продаж автомобилей в России и компания не успела до обрушения рынка обновить и вывести новые автомобили, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Основные продажи марки приходились на седан С-сегмента Ford Focus, а этот сектор сильно просел, конкуренция резко усилилась, продолжает он. Проблем добавила девальвация рубля - большую часть комплектующих Ford Sollers завозит, добавляет Беспалов.

Основные сложности связаны с сокращением рынка и ослаблением рубля, соглашается представитель Ford Sollers. Чтобы скорректировать производственную программу и снизить складские запасы компания приостанавливала производство и сокращала численность на заводе во Всеволожске, где как раз выпускается Ford Focus. Еще два завода у компании расположены в Татарстане - они работают в обычном режиме.

В 2015 г. Ford надеется снизить убытки за счет сокращения производственных мощностей в Европе. Не смотря на проблемы на российском автомобильном рынке, компания не раз заявляла, что сохраняет к нему высокий интерес. В течение 14 месяцев появится семь новых моделей, пообещал в августе президент и СЕО Ford Sollers Тед Каннис. Предсерийная сборка нового поколения Ford Transit и субкомпактного кроссовера Ford EcoSport в России уже началась, на подходе новые поколения Ford Mondeo и Ford Focus, Ford Fiesta и др., перечисляет представитель Ford Sollers.

Всего до конца 2015 г. Ford Sollers инвестирует в развитие $1,5 млрд и эти планы не меняются, говорит представитель СП. В числе основных проектов - строительство завода двигателей в Татарстане стоимостью $274 млн, его запуск запланирован на 2015 г.

Обновление и расширение выпускаемой в России линейки автомобилей в течение 2014-2015 гг. поддержит продажи Ford в России, а увеличение локализации - улучшит экономику СП, замечает Беспалов. Но выйти на безубыточность компания сможет не раньше 2016 г., считает он. Этому будет способствовать и ожидаемый к этому времени разворот российского рынка, добавляет эксперт.