Иномарки уходят из продажи

Из-за резкого падения рубля автопроизводители приостанавливают поставки машин в Россию, а дилеры - их продажи
Евгений Разумный/ Ведомости

Вчера BMW уведомила дилеров о необходимости оплатить законтрактованные ими автомобили в течение двух дней, рассказали «Ведомостям» два автодилера. Директор по корпоративным коммуникациям «BMW Group Россия» Василий Мельников назвал это «обычным бизнес-процессом», связанным с концом года.

Продажи растут. 229439

новых автомобилей было продано в ноябре - на 8,5% больше, чем в октябре, сообщал комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). С начала года, по данным АЕБ, продано 2,2 млн автомобилей - на 11,6% меньше, чем годом ранее

Представительство Jaguar Land Rover с 19 декабря приостанавливает поставки в Россию до пересчета цен, утверждают три автодилера. Представитель Jaguar Land Rover не ответил на запрос «Ведомостей». При этом Land Rover в ноябре уже индексировала цены - рост был до 15%, рассказывали «Ведомостям» два дилера марки.

В итоге на рынке сейчас ажиотаж и дефицит автомобилей, продолжает топ-менеджер одной из дилерских компаний. По словам сотрудников двух автомобильных компаний, из-за обвала рубля три крупных дилера - Major, «Авилон» и «Транстехсервис» (ТТС) полностью приостановили продажи. Представитель «Авилона» отказался от комментариев. Телефон гендиректора компании Андрея Павловича был выключен. По словам источника, близкого к «Авилону», компания прекратила закупки Bentley, Volkswagen и Jaguar Land Rover - все они приостанавливают поставки до пересмотра цен. Представитель Volkswagen Group Rus отрицает, что компания прекратила контрактование.

Представитель Major не ответил на звонок «Ведомостей». Как сказал ТАСС источник в компании, Major остановила продажи из-за сильной девальвации рубля. Один из менеджеров дилерского центра компании сказал, что продажи автомобилей приостановлены на срок от одного до трех дней.

«[Приостановка продаж] временная мера, связанная с тем, что у нас тоже неопределенная ситуация по ценам», - говорит гендиректор ТТС Вячеслав Зубарев. «Нам поступила информация о пересмотре цен, и нам не хотелось оказаться в ситуации, когда мы продадим автомобиль дешевле той цены, которую выставили производители», - объясняет он. «К тому же наложились небольшие технические проблемы, где-то с доставкой задержка была, а мы можем продавать машины только тогда, когда они уже доставлены. И если раньше мы были уверены, что цена на не доставленный вовремя автомобиль не изменится, то сегодня мы вынуждены быть очень щепетильными в этом вопросе. Может получиться, что мы возьмем на себя ответственность, которую не сможем по каким-то причинам выдержать», - продолжает Зубарев. Руководители некоторых брендов просто взяли паузу для прояснения ситуации, так что остановкой продаж это назвать нельзя, большинство продаж уже восстановилось, уверяет он.

При такой девальвации у каждого автопроизводителя своя стратегия: некоторые могут сдерживать цены, но большинство компаний вынуждено работать с учетом меняющегося курса. Но скоро и остальные будут вынуждены подтянуться за инициативной группой, говорит гендиректор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Дилерам в таких условиях нет смысла стремиться распродавать все остатки. На рынке дефицит, продаются даже те машины, на которые уже подняли цены, продолжает он. По данным аналитического агентства «Автостат», с начала декабря 23 автопроизводителя подняли цены.

Контрактование у дилеров уже закрывает февральские продажи, продавать автомобили с поставкой на март бессмысленно - курс рубля падает все сильнее и не известно, что ждет рынок дальше, рассуждает главный редактор «Автобизнес-ревю» Сергей Баранов.